Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Матрёхин Василий Алексеевич, жена Зоя Васильевна, мать Хавронья, брат Игнатий. Матрёхина-Данилова Татьяна Филипповна, муж Василий Фе­ дотович, трое детей. Матрёхин Иван Трофимович, жена Александра Александров­ на, трое детей —дед Октябрины. Матрёхин Василий, жена Дарья, двое детей. Матрёхин Алексей —дед Октябрины. Матрёхин Фёдор Иванович, жена Матрена Алексеевна, трое детей. Матрёхин Афанасий Философович, жена Прасковья Миронов­ на, трое детей. Матрёхина Елена Григорьевна, муж Игнатий Алексеевич, чет­ веро детей —родная тётка Октябрины. Матрёхина Аграфена Осиповна. И хотя в Чальмны-Варрэ больше проживало саамов, почему-то все в основном разговаривали здесь на языке коми. Констатировав феноменальнуюпамять Софьи Назаровны и Анны Лаврентьевны, хочется рассказать и о них самих. Обе закончили в Чальмны-Варрэ по четыре класса и пошли работать. В Ловозеро, в интернат учиться, ни Софью, ни Анну родители не отпустили. Вболь­ ших семьях Матрёхиных Назара и Лаврентия дети часто умирали. Родители переживали за дочек, а потому держали при себе. Анне мать даже женским рукоделием заниматься не разрешала. Старшие сест­ ры, большие рукодельницы, умерли, вот мать, боясь потерять после­ днюю дочь, запрет и наложила. Софья же уже в двенадцать лет четы­ рехлетнему братишке Луке втайне от матери пимы сшила. В годы войны в окрестностях Чальмны-Варрэ бродило множе­ ство волков. Подчас пробегали они и по деревне. В 1942-м Софья работала перевозчиком* в райде и вспоминала, как саамы берегли оленей от волков. Заслышат вой, тропинку вокруг райды сушняком выложат, и давай по нему ступать. Гул да треск по всему лесу шел. Вспоминает Софья Назаровна, как в школу пошла: слов ни на русском, ни на коми не знала и все картинки в букваре только по-саамски называла. Прошёл год, и тараторила она уже одинаково хорошо на всех трёх языках деревни —саамском, коми, русском. * Для перевозки грузов и людей по тундре саамы использовали т.н. «поезд» из оленей, запряженных в сани. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz