Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.
Матрёхин Василий Алексеевич, жена Зоя Васильевна, мать Хавронья, брат Игнатий. Матрёхина-Данилова Татьяна Филипповна, муж Василий Фе дотович, трое детей. Матрёхин Иван Трофимович, жена Александра Александров на, трое детей —дед Октябрины. Матрёхин Василий, жена Дарья, двое детей. Матрёхин Алексей —дед Октябрины. Матрёхин Фёдор Иванович, жена Матрена Алексеевна, трое детей. Матрёхин Афанасий Философович, жена Прасковья Миронов на, трое детей. Матрёхина Елена Григорьевна, муж Игнатий Алексеевич, чет веро детей —родная тётка Октябрины. Матрёхина Аграфена Осиповна. И хотя в Чальмны-Варрэ больше проживало саамов, почему-то все в основном разговаривали здесь на языке коми. Констатировав феноменальнуюпамять Софьи Назаровны и Анны Лаврентьевны, хочется рассказать и о них самих. Обе закончили в Чальмны-Варрэ по четыре класса и пошли работать. В Ловозеро, в интернат учиться, ни Софью, ни Анну родители не отпустили. Вболь ших семьях Матрёхиных Назара и Лаврентия дети часто умирали. Родители переживали за дочек, а потому держали при себе. Анне мать даже женским рукоделием заниматься не разрешала. Старшие сест ры, большие рукодельницы, умерли, вот мать, боясь потерять после днюю дочь, запрет и наложила. Софья же уже в двенадцать лет четы рехлетнему братишке Луке втайне от матери пимы сшила. В годы войны в окрестностях Чальмны-Варрэ бродило множе ство волков. Подчас пробегали они и по деревне. В 1942-м Софья работала перевозчиком* в райде и вспоминала, как саамы берегли оленей от волков. Заслышат вой, тропинку вокруг райды сушняком выложат, и давай по нему ступать. Гул да треск по всему лесу шел. Вспоминает Софья Назаровна, как в школу пошла: слов ни на русском, ни на коми не знала и все картинки в букваре только по-саамски называла. Прошёл год, и тараторила она уже одинаково хорошо на всех трёх языках деревни —саамском, коми, русском. * Для перевозки грузов и людей по тундре саамы использовали т.н. «поезд» из оленей, запряженных в сани. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz