Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Вот потому В пургу ль, в тиши, Средь гор крутых и тундр убогих Свети, костёр моей души, Всем, кто находится в дороге. («Как помню я себя...») «Да, она не всё успела сказать при жизни, но ещё многое скажет посмертно. Сердце, пылающее любовью к народу, не может мол­ чать и после смерти», —так написала в посвященной ей статье Алек­ сандра Антонова. Когда я в Ловозерье готовила 60-летний юбилей поэтессы, Виктор Тимофеев заронил в мою душу мысль о книге, посвященной жизнеописанию первой саамской поэтессы, и мысль о создании музея саамской литературы и письменности имени Ок­ тябрины Вороновой. Во время работы над рукописью, над создани­ ем музея происходило для меня открытие творчества Октябрины Вороновой, потому стоит сказать её же стихами: Но главное твоё богатство Осталось в нашем мастерстве. («Тетя Настя») Октябрина осталась в памяти людей первой саамской поэтес­ сой, любимой и читаемой. Потому что стихи её тревожат чуткие сердца людей своей правдой, стремлением к вечным истинам люб­ ви и добра. Они горят внутренним огнем красоты, потому что её стихи живые, они явлены народу. Не боясь признаться, что ни появись литература на саамском языке, ни положи свою жизнь на зарождение её Октябрина Воро­ нова, саамский народ утратил бы вскоре и свой родной язык, свою культуру, свои корни, незаметно растворившись в огромном мире многонационального народа России. Поэтому выход книги Октяб­ рины Вороновой «Ялла» на родном иоканьгском диалекте по сути своей явился духовным подвигом саамской женщины и поэтессы. Впрочем, если внимательно вчитаться в имена саамских писателей и поэтов, то увидим, что в основном это женщины —именно они взяли на себя сегодня огромную ответственность перед будущим поколением за сохранение своего народа, за сохранность саамского мира, культуры, языка. А кто как не женщина в саамской семье яв­ 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz