Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.

Велцка Поной-река: где мелка, где глубока, где замрёт среди болота, где о камни трёт бока. («Велика Поной-река...») Вот как Чарнолуский описал деревню: «То она маячит на виду, то, кажется, вот-вот ухватится за крыши домиков —ан нет, погоди! Стоят избы у самой кромки берега, на самом мысочке. Здесь как бы с неба свалился хаос огромных валунов. На некоторой части этого ха­ оса, на самых камнях, построены надёжные избы: одна саамская тупа и одна вежа. Малые домики оконцами смотрят в окна больших изб».* Переселенцев привлекли сюда широкие тундровые просторы, сытные пастбища для оленей, обилие рыбы в реках и озёрах. По фа­ милиям и именам основателей селение долгое время называлось то Артиевкой, то Ивановкой, а с 1932 года за ним закрепляется ста­ рое название этого места —Чальмны-Варрэ. Уже в марте 1930 года жители селений Ивановка, Каменка и Краснощелье, находившихся в среднем течении Поноя, создали своё коллективное хозяйство «Красная тундра». Чальмны-Варрэ не было крупным селом района, но всё же за годы Советской власти неузнаваемо изменился его облик: были построе­ ны начальная школа, сельский клуб, библиотека, хлебопекарня, ма­ газин, медицинский пункт, почтовое отделение. Село было электри­ фицировано и радиофицировано. К пятидесятым годам в Чальмны-Варрэ появилось много жилых домов. Колхоз постоянно оказывал помощь членам артели денежными ссудами, строительны­ ми материалами, транспортом. На окраине села раскинулись колхоз­ ные фермы, электростанция, подсобные помещения. Люди жили ве­ рой в новую прекрасную жизнь. Весело отмечали и праздники. Накануне Пасхи парни посреди де­ ревни строили большие качели, и в светлый воскресный день кача­ лись на них празднично одетые жители. В ночь на Ивана Купалу в лесу собирали травы. Пучок обязательно должен был состоять из две­ надцати различных травинок. Их высушивали, а в дни болезней запа­ ривали и пили настой —боль как рукой снимало. На Прокопьев день ночью на звёзды желание загадывали —сбывалось. С Рождества ря­ жеными бегали. Гадали: наступят на свежий снег, а утром смотрят, *Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. —М.: Мысль, 1972. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz