Большакова, Н. П. Октябрина: повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Надежда Большакова. – Мурманск : Опимах : Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера, 2012. – 110, [1] с. : ил., портр., факс. ; 20 см. + 1 отд. л. генеалог. табл.
Велцка Поной-река: где мелка, где глубока, где замрёт среди болота, где о камни трёт бока. («Велика Поной-река...») Вот как Чарнолуский описал деревню: «То она маячит на виду, то, кажется, вот-вот ухватится за крыши домиков —ан нет, погоди! Стоят избы у самой кромки берега, на самом мысочке. Здесь как бы с неба свалился хаос огромных валунов. На некоторой части этого ха оса, на самых камнях, построены надёжные избы: одна саамская тупа и одна вежа. Малые домики оконцами смотрят в окна больших изб».* Переселенцев привлекли сюда широкие тундровые просторы, сытные пастбища для оленей, обилие рыбы в реках и озёрах. По фа милиям и именам основателей селение долгое время называлось то Артиевкой, то Ивановкой, а с 1932 года за ним закрепляется ста рое название этого места —Чальмны-Варрэ. Уже в марте 1930 года жители селений Ивановка, Каменка и Краснощелье, находившихся в среднем течении Поноя, создали своё коллективное хозяйство «Красная тундра». Чальмны-Варрэ не было крупным селом района, но всё же за годы Советской власти неузнаваемо изменился его облик: были построе ны начальная школа, сельский клуб, библиотека, хлебопекарня, ма газин, медицинский пункт, почтовое отделение. Село было электри фицировано и радиофицировано. К пятидесятым годам в Чальмны-Варрэ появилось много жилых домов. Колхоз постоянно оказывал помощь членам артели денежными ссудами, строительны ми материалами, транспортом. На окраине села раскинулись колхоз ные фермы, электростанция, подсобные помещения. Люди жили ве рой в новую прекрасную жизнь. Весело отмечали и праздники. Накануне Пасхи парни посреди де ревни строили большие качели, и в светлый воскресный день кача лись на них празднично одетые жители. В ночь на Ивана Купалу в лесу собирали травы. Пучок обязательно должен был состоять из две надцати различных травинок. Их высушивали, а в дни болезней запа ривали и пили настой —боль как рукой снимало. На Прокопьев день ночью на звёзды желание загадывали —сбывалось. С Рождества ря жеными бегали. Гадали: наступят на свежий снег, а утром смотрят, *Чарнолуский В. В. В краю летучего камня. —М.: Мысль, 1972. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz