Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц, А на лавке за солонкою — Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. Чёрная власть революции всеми силами и в первую очередь об­ рушилась на крестьянство, в котором крепкий мужик был объявлен кулаком и в одночасье миллионы крестьянских «кулаков» и серед­ няков были или расстреляны, или полностью ограблены и из своих домов выселены и отправлены в Сибирь. Затем пришла очередь и крестьянских поэтов, которых только расстрелом и можно было за­ ставить замолчать. Так уничтожалась русская деревня, русские по­ эты, русский народ, его культура и его история. 1917 год поистине стал годом крутых переворотов в истории Рос­ сии, суровых, насыщенных драматическими и трагическими собы­ тиями. Он вместил в себя войну, две революции, отречение от пре­ стола царя, крестьянские восстания. Патриархальная Русь уходила в прошлое, уступая место России преображенной. 1917 год Есенин встретил, как многие поэты и писатели его круга, с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. В поэзии Есенина 1917 года появляется предчувствие новой Рос­ сии. Во многом стихийно, но искренне, радостно, горячо он привет­ ствует революцию. Его чувства и настроения этого года сложны, про­ тиворечивы и порой изменчивы. То это надеждыи ожидания светлого будущего для крестьян и деревни, которые он рассматривает как ос­ новных носителей русской культуры, то щемящая душу тревога за 276

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz