Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.
год, мнящие себя не просто поэтами, а поэтами новых течений, по чувствовали на его фоне свою незначительность и стали клеймить его стихи как окрашенные «церковностью» и «деревенски-идилли- ческие». В гармонический, цельный мир есенинской Руси вторгается ре волюция, перестраивая как ход истории России, так и ход жизни поэта. Он стремится к отдалению от патриархальной России, от клю- евского «избяного космоса» и сближается с имажинистами, прово дя в жизнь силу образа, окунаясь с головой в цивилизацию, что не только не обогатило его душу, но и нанесло ей немало жесточайших ран. Ему не удается заглушить душевные муки при виде своей гиб нущей родины, и, теряя последние остатки самообладания, он с бе зотчетной бесшабашностью губит своюжизнь, хотя при этом созда ет такие шедевры, о которых его новые друзья-поэты и мечтать не могли. Строки его стихов наливаются, а затем и сочатся кровью, на полняются смертной тоской и томлением, одиночеством и предчув ствием гибели. В конце 1923 года Есенин пишет статью «Россияне», в которой говорится: «Не было паскуднее и омерзительнее времени в литера турной жизни, чем время, в которое мы живём. Тяжёлое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независи мость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литера туры революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством. Выработав себе точ ку зрения общего фронта, где всякий туман может казаться для бли зоруких глаз за опасное войско, эти типы развили и укрепили в ли тературе пришибеевские нравы. <...> Бездарнейшая группа мелких интриганов и репортёрских карье ристов выдвинула журнал, который наз(ывается) «На Посту...» Действительно, «напостовцы», которых поддерживали официаль ные власти, травили «попутчиков». Среди «напостовцев» не было ни одного более или менее талантливого писателя, но они присвои ли себе право командовать в литературе и считать своё мнение един ственно правильным. В творчестве тех лет ни Есенин, ни Ганин не изменяли своим принципам. Лирика и философское восприятие жизни как были, так и остались в их поэзии основными, ведущими мотивами». 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz