Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

год, мнящие себя не просто поэтами, а поэтами новых течений, по­ чувствовали на его фоне свою незначительность и стали клеймить его стихи как окрашенные «церковностью» и «деревенски-идилли- ческие». В гармонический, цельный мир есенинской Руси вторгается ре­ волюция, перестраивая как ход истории России, так и ход жизни поэта. Он стремится к отдалению от патриархальной России, от клю- евского «избяного космоса» и сближается с имажинистами, прово­ дя в жизнь силу образа, окунаясь с головой в цивилизацию, что не только не обогатило его душу, но и нанесло ей немало жесточайших ран. Ему не удается заглушить душевные муки при виде своей гиб­ нущей родины, и, теряя последние остатки самообладания, он с бе­ зотчетной бесшабашностью губит своюжизнь, хотя при этом созда­ ет такие шедевры, о которых его новые друзья-поэты и мечтать не могли. Строки его стихов наливаются, а затем и сочатся кровью, на­ полняются смертной тоской и томлением, одиночеством и предчув­ ствием гибели. В конце 1923 года Есенин пишет статью «Россияне», в которой говорится: «Не было паскуднее и омерзительнее времени в литера­ турной жизни, чем время, в которое мы живём. Тяжёлое за эти годы состояние государства в международной схватке за свою независи­ мость случайными обстоятельствами выдвинуло на арену литера­ туры революционных фельдфебелей, которые имеют заслуги перед пролетариатом, но ничуть не перед искусством. Выработав себе точ­ ку зрения общего фронта, где всякий туман может казаться для бли­ зоруких глаз за опасное войско, эти типы развили и укрепили в ли­ тературе пришибеевские нравы. <...> Бездарнейшая группа мелких интриганов и репортёрских карье­ ристов выдвинула журнал, который наз(ывается) «На Посту...» Действительно, «напостовцы», которых поддерживали официаль­ ные власти, травили «попутчиков». Среди «напостовцев» не было ни одного более или менее талантливого писателя, но они присвои­ ли себе право командовать в литературе и считать своё мнение един­ ственно правильным. В творчестве тех лет ни Есенин, ни Ганин не изменяли своим принципам. Лирика и философское восприятие жизни как были, так и остались в их поэзии основными, ведущими мотивами». 266

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz