Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

таланта». И еще одна ее запись: «28.03.34 г. Вчера вернулась из те­ атра. “Дама с камелиями”. Спектаклем была потрясена. Я плакала, и не я одна, —мужчины некоторые платки из рук не выпускали. Недалеко от меня сидел полный мужчина, кажется, пушкой не про­ шибешь, а вот своей игрой Зинаида Райх —“Дама с камелиями” — так растрогала... И он заплакал... Предо мною страдала не “дама с камелиями” от ужаса перед разлукой с Арманом, а Зинаида Райх у открытой могилы Сергея Есенина, когда она, прощаясь, над гробом склонилась и кричала: “Сказка моя, жизнь моя, куда ты уходишь...” (Я не могу писать, у меня мурашки от холода по телу.) Может, она потому так играет на сцене, что она в жизни была трагическая жен­ щина...”Так могла играть только Райх: с любовью, болью и муками в сердце. Своей игрой она могла научить любить всякого, если тот еще не любил так, по-настоящему горячо и преданно... Ей удавались главные женские роли в “Ревизоре” Гоголя, Софьи в “Горе от ума” Грибоедова, Маргариты Готье в “Даме с камелиями”А. Дюма-сына и другие. Она выделялась среди актрис театра своим умением “вхо­ дить в образ”.Так получилось, что свою любовь —Зинаиду Никола­ евну Райх —Всеволод Мейерхольд “выпестовал” сам, и оказалось, что она прекрасна, а дар, заложенный в ней, ее талант, раскрылся и был воистину настоящим». Подтверждает талант актрисы и Владимир Маяковский. «Вот говорят: Зинаида Райх. Выдвинули ее на первое место. Почему? Жена. Нужно ставить вопрос не так, что потому-то выдвигают та­ кую-то даму, что она его жена, а что он женился на ней, потому что она хорошая актриса». О спектаклях, в которых играла Зинаида Райх, рассказывала зас­ луженная актриса РСФСР, женщина, которой Есенин посвятил семь стихотворений, —Августа Леонидовна Миклашевская: «Помню, я уже работала в провинции, в Рязани. Дали мне роль в “Даме с каме­ лиями”.Амне случалось в ту пору в Москве быть. Й хоть не любила я смотреть те спектакли, в которых сама играла на сцене, чтоб не переносить косвенно чужую трактовку образа, но на этот раз не удер­ жалась и пошла посмотреть “Даму с камелиями” в постановке Мей­ ерхольда. Заглавную роль играла 3. Н. Райх. Как она играла! По­ трясающе! Я до сих пор не могу забыть сцену разговора с отцом Армана. Чудо! Только что она полулежала в кресле, безжизненно раскинув руки, чувствовалось, что жизнь уходит из тела. Бледная, 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz