Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

натравливали его на ненавистную им Зинаиду Райх. Их бесило стремление Зинаиды Николаевны вывести мужа из-под их тлетвор­ ного влияния, и если бы только она победила в этой неравной борь­ бе, она бы не только сохранила свою семью, но и сберегла для Рос­ сии великого русского поэта, но этого не случилось. Владимир Чернявский сделал только попытку уговорить Есени­ на бросить пить, Есенин, страшно волнуясь, сказал ему: «Не могу я, ну как ты не понимаешь, не могу я не пить. Если бы не пил, разве мог бы я пережить всё это, всё?» И чем больше он пил, тем чернее и горше было его восприятие современности: «что они делают?», они «обманули» страну. И в этом потоке недоумения и возмущения был и невероятный национализм, и ненависть к еврейству, и думы о но­ вой революции, в которой он, Есенин, уже не стихами начнет сра­ жаться, но против кого? На это он и сам не мог дать точного ответа. Он продолжал жаловаться Владимиру, что «они повсюду, понима­ ешь, повсюду», что «они ничего, ничего не оставили», что он уже не может терпеть всего этого. И Чернявский не мог понять, где же для него была настоящая правда —в этой «кидающейся, беспредметной ненависти» или в «лирической примиренности его стихов об обнов­ ленной родине». МУЖ НОВЫЙ, А ЛЮБОВЬ ПРЕЖНЯЯ... Осенью 1921 года она, внешне похожая на тогдашнюю кинодиву Веру Холодную, поступила на театральные курсы при Государствен­ ных экспериментальных мастерских Всеволода Мейерхольда. В это же время Есенин знакомится и сближается с американской танцов­ щицей Айседорой Дункан, приехавшей в Москву по личному при­ глашению Наркома просвещения Луначарского для организации школы танца... Сергей не оценил по достоинству своей жены, веря наветам на нее имажинистов о том, что она бездарная и никогда не станет на­ стоящей актрисой, но Зинаида докажет ему, что это не так. Мейерхольду Райх казалась живым воплощением стихии как со­ зидательной, так и разрушительной. Ее прекрасное лицо, белые пле­ чи, чувственные губы, вся такая нежная и женственная, и в какой-то момент она резко меняется, и перед зрителями предстает уже совер­ 245

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz