Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и вся­ кой прочей дребедени. Поклонникам Блока не следует принимать это за то, что я ко­ щунственно бросаю камень на егомогилу. Я оченьлюблю иценюБлока, но (на) нашихполях он часто глядит как голландец. Все же другие мистикимне напоминают иезуитов. Я просил бы читателей относиться ко всеммоим Исусам, Божь­ имМатерям иМиколам как к сказочному в поэзии. Отрицать я в себе этого этапа вычеркиванием не могу так же, как и все человечество неможетсмыть периода двух тысячлетхри­ стианской культуры, но все эти собственные церковные имена нуж­ но так же принимать, как имена, которые для нас стали мифами: Озирис, Оаннес, Зевс, Афродита, Афина и т. д. В стихахмоих читатель должен главным образом обращать вни­ мание на лирическое чувствование и ту образность, которая указа­ ла путимногим имногиммолодым поэтам и беллетристам. Не я вы­ думал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первыйразвил его и положил основным камнем в своих стихах. Онживетвомне органически также, какмои страсти ичувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться также, как я могу учиться чему-нибудь другому у других. 1января 1924». Интересно, что на это «Предисловие» появился отклик поэта и критика Александра Туринцева, который в статье «Поэзия совре­ менной России» написал: «Нет, сколько бы ни извинялся Есенин... за «самый щекотливый этап» свой —религиозность, сколько бы ни просил читателя «относиться ко всем его Иисусам, Божьим Мате­ рям и Миколам, как к сказочному в поэзии», для нас ясно: весь ре­ лигиозный строй души его к куцему позитивизму сведен быть не может. И после того, как одержимое требование преображения, жажда обрести немедленно же обетованную Инонию чуда не произ­ вели —отчаяния, богоотступничества нет. По-прежнему взыскует он нездешних „неведомых пределов». Неизменна его религиозная устремленность, порыв к Божеству, меняется лишь внутреннее ос­ вещение, обновляется содержание. Собственно бунт Есенина сим­ волический изначальный Прометеев бунт».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz