Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

Да обронил тыхазарскую гривну —побратимово слово, Целовать лишь ковригу, солнце да цвет голубый. Стобой былечь во честной гроб, Во желты пески, да не с веревкой на шее!.. Быль иль небыль то, что у русских троп Вырастают цветы твоих глаз синее? Только мне, горюну, —горынь-трава... Овдовел я без тебя, как печь без помяльца, Как без Настеньки горенка, где шелки да канва Караулят пустые, нешитые пяльца! Ты скажи, мое дитятко удатное, Кого ты сполбхался-спужался, Что во темную могилушку собрался? Старичища ли с бородою Аль гумённой бабы с метлою, Старухи ли разварухи, Суковатой ли во играхрюхи? Знать, того ты сробел до смерти, Что ноне годочки пошли слезовы, Красны девушки пошли обманны, Холосты ребята всё бесстыжи! Павел Медведев охарактеризует этот «Плач...» не как поэму, не как похоронную заплачку, дающую выход чувству личной потери и скорби, а именно как «...ПЛАЧ, подобный плачам Иеремии, Дании­ ла Заточника, Ярославны, князя Василька», в котором «личное пе­ реплетается с общественным, глубоко-интимное с общеисторичес­ ким, скорбь с размышлением, нежная любовь к Есенину со спокойной оценкой его жизненного дела», словом —это лирика с эпосом, со­ здавшая сложную симфонию образов, эмоций и ритмов... И в «Пла­ че» Клюев «из запутанной сети личных взаимоотношений с Есени­ ным, сложных и неровных, то братских, то вражеских», сумел выйти путем всепрощения... Но это произойдет только в 1925 году, а для нас в 1917 году Есе­ нин молодой, полный сил, и энергии, и озорства, надежд и разочаро­ ваний. Он живой! 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz