Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

ной деревне: «В пряже солнечных дней время выткало нить», «Выт­ кался наозере алыйсветзари...» или «Желтыеповодьямесяцуронил»... Для Есенина дороже родины нет ничего: «Есликрикнетрать свя­ тая — кинь ты Русь, живи в раю! —Я скажу: не надо рая, дайте родину мою». Любовь к отечеству у Есенина сливается с « плакучей думой» о родине, о «горевой полосе». И он, юный, рвется к небесному и вечному. Есенин, «странник убогий», как он сам говорит о себе, приходит «на эту землю, чтобскорей покинуть»:«Поюя оБоге касаткой степ­ ной», «На сердце лампадка, а в сердце Исус». «На легкокрылых обла­ ках» он видит, как «идет возлюбленная Мати с Пречистым Сыном наруках», которая вновь несет для мира « распять воскресшего Хрис­ та». Вдухе народных легенд он рассказывает, как идет «Господь пы­ тать людей в любови» или как «в шапке облачного скола, в лапоточ- ках, словно тень, ходитмилостникМикола мимо сёл и деревень»... И в какие-то моменты язык юного Есенина становится похож на язык Клюева: «Поля, как святцы, рощи в венчиках иконных», « Дрем­ лет ряд плакучих ив и, как шелковые чётки, — веток бисерный из­ вив», или «Церквами у прясел рыжие стога. Заунывным карком в тишину болотчерная глухарка к всенощной зовет»... Клюева и Есенина профессор признает таким же народом, как тех, кто поет по деревням залихватские частушки. Причем «народ», по-сакулински, есть нечто многосоставное и сложное, точно сфинкс. И признается, что и тот и другой нашли заветный клад из самоцвет­ ных камней, благоговейной рукой выкладывают из них «художе- ственно-мозаичные образы». А иногда, беззаботно подбрасывая на ладони, любуются их ярким блеском и сочетанием красок. Клюев так же, как Есенин, творит для народа, и народ его знает, а посему родник «народного» творчества неиссякаем. И не важно, что его запорошило пылью, закоптило дымом; пусть кое-где несет он с собою муть. Но сколько в нем кристально-чистых и звонких струй! Высоко бьют они и золотыми искрами перелива­ ются на солнце поэзии». И, вспоминая Есенина в 1916 году, хочется привести здесь ха­ рактеристику, данную ему Владимиром Чернявским: «Сергей на поверхностный взгляд мало менялся, продолжая пассивно осваи­ ваться с новым миром и разбираясь в «разногласии мнений». Не 228

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz