Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

Мамины иконы, Я его любил. И в дали предвечной, Светлый, трехвенечный, Мной провиден он... И, наконец, в декабре выходит второй сборник, где помещаются уже не отдельные стихи Есенина, а циклы его произведений: в «Стихосло- ве» —поэмы «Товарищ», «Ус», «Певущий зов», «Отчарь», в цикле «Под отчим кровом» еще пятнадцать стихотворений, и почти все публику­ ются впервые, а те, что уже публиковались, выходят в новой редакции. В сборнике представлена и статья самого редактора Иванова-Ра- зумника «Поэты и революция», где он дает характеристику поэм Есенина: написанной в 1914 году «Марфы Посадницы», первой ре­ волюционной поэмы о внутренней народной силе; поэм «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», которые в дни революции явились в по­ эзии единственным подлинным проявлением народного духа. Да­ вая первый отклик на поэму «Певущий зов» и стихи Клюева, посвя­ щенные Февральской революции, он противопоставляет их «Слову о погибели Русской Земли» А.М.Ремизова: «...Февральская русская революция родилась безбольно, при всенародном ликовании и ра­ дости; родилась к миру всего мира, она, революция крестьянская, рабочая, народная, родилась подлинно в пастушьих яслях, родилась, безбольно, беззлобно —подлинно к миру всего мира. И этот «певу­ щий зов» нового благовестия расслышали народные поэты, расслы­ шали и воспели рожденную в вифлеемских яслях русскую револю­ цию: « РадуйтесьI/Земля предстала/ Новой купели!». И вот два подлинно народных поэта, по словам Разумника, про­ тивостоят Ремизову и присным его, так происходит столкновение двух Россий, двух миров, двух революций. Подлинно русские Клю­ ев и Есенин «от самых недр» России и их Святая Русь оказываются впереди. Им, принявшим в свои души до крупинки все старое, «Руб­ левская Русь» дорога не меньше, чем Ремизову. Но отличает их от него то, что они могут увидеть впереди новое Солнце, потому что являются подлинно народными поэтами. «И не проклинают они, благословляют, не приходят в отчаяние, а верят в будущее, не Анге­ ла Зла видят в мировой революции, а Мессию грядущего дня, не ужас бессмыслицы видят вокруг, а трагедию Голгофы». Иванов-Раземник в своей статье ставит Клюева с Есениным и Ре­ мизова по разные стороны пропасти. И первые зоревые лучи восхода 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz