Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

ДРУЖБА ТРЕХ СЕРГЕЕВ: ЕСЕНИНА, КЛЫЧКОВА И КОНЕНКОВА В ноябре 1917 года глубокой осенью Сергей Есенин вновь нена­ долго выезжает в Москву и в один из дней направляется к мастерс­ кой уже широко известного тогда художника и скульптора Сергея Конёнкова на Красной Пресне —на открытие выставки его работ. Умолкли последние залпы орудий с Ходынского поля по Александ­ ровскому юнкерскому училищу на Арбатской площади. И народ, выплескивая на московские улицы всеобщее ликование и радость, праздновал победу завершающей свои дела революции. Повсюду слышалась музыка, песни, звучали одна озорнее другой частушки... Подходя к мастерской, Есенин заметил у входа в студию разве­ вающееся большое красное знамя и помощника, друга Конёнкова дядю Григория. Он в своем неизменном белом фартуке с метлой в руках занимался последними приготовлениями к вернисажу, посы­ пая дорожки, подметая и ровняя песок у входа в студию. Поздоро­ вавшись с ним, Сергей прошел сразу в студию, в которую пропаган­ дисты и агитаторы с соседней Трёхгорки привели целую толпу рабочих и работниц. Вместе со всеми он принялся рассматривать работы дру­ га, которому было что показать: «Ника», «Паганини», «Старенький старичок», «Раненая», «Великосил», «Стрибог», забавный «Свистуш- кин», отлитый в новом по тому времени материале —цементе, и дру­ гие. А скульптура из дерева «Нищая братия» —двух горемычных странников, сгорбленных, корявых, «закутанных в лохмотья», воспри­ нималась не иначе, как уходящая в прошлое Россия, одновременно реалистичная и фантастичная... Возле конёнковской статуи знаменитого Паганини появился скри­ пач Сибор и начал исполнять произведения гениального итальянца... И слушающие рабочие почувствовали в этом музыкальном пламени освободительных движений, прокатившихся по Европе, пламя, кото­ рым была охвачена сейчас Россия. Видя, с каким восторгом принима­ ют люди музыку великого итальянца, Конёнков просит скрипача иг­ рать еще... Увидев Есенина, Конёнков поспешил поприветствовать его у себя на выставке: — Я рад, друг, даже не ожидал. Твой приезд —настоящий подарок для меня, —говорил он взволнованно. 13 * 195

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz