Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.
вердиться во всех тональностях «Радуницы», заслышанных им еще в деревне. Стык наших питерских литературных мечтаний с голо сом, рожденным деревней, казался нам оправданием всей нашей работы и праздником какого-то нового народничества. Нам каза лось, что празднуем мы, а на самом деле торжествовала свою побе ду идеалистическая философия». 1917 год, декабрь. Есенин в Царском Селе у Разумника Василь евича Иванова знакомится с писателем и критиком Евгением - Германовичем Лундбергом, который запишет свои впечатления в своем дневнике: «Познакомился у Иванова-Разумника с С. Есени ным и А. Ганиным. Поэты. Оба молодые. В Есенине —сочетание озорства с большою утонченностью. Иногда —почти декадентно. Есть строки нелепые, есть строки, приближающиеся по спокойной силе к классикам. Иванов-Разумник балует Есенина, не напортил бы. Хорошо читает Есенин, поет, сжав брови, опустив долу глаза. Тогда —совсем мальчик. Он —крестьянин. И поет, как ветер, тон ко, слегка однообразно, стихийно. Вкус к мифу, это сильно —в ре волюционной поэзии; и —правильно». Евгений Германович отмечает своеобразие дарования поэта, ко торое не умещается в рамки каких-то «школ» или «направлений». Темы его стихов ярки и разнообразны, а слова —землею пахнущие слова. «Не во славу канонов и старых мастеров. А во славу самого слова, которое любит обдуманность и отбор. Сочетание реализма восприятия с бурной страстностью делает Есенина скитальцем по этического мира, ежечасно отрекающимся, уходящим, упорным в минутном своем утверждении и в длительном отрицании. Оттого- то он не удовлетворяется замкнутым образом, позитивным, огра ниченным, и делает его живым, прорастающим, переходящим. От- того-то он не выносит покоя предметов, все у него стремится к изменениям, к росту, к одухотворению, к нарушению форм и гра ниц». В своем памфлете прозаик и литературный критик Лариса Рей- снер, познакомившаяся с Есениным в 1915 году, в очерке «Краса», напечатанном под псевдонимом Л. Храповицкий, наградила всех поэтов образным словом, стилизуя свой текст под народно-поэти ческий язык: «Вот оно просыпается, красовитое слово народное. Назло «шептунам» и «фыркателям» приходит оно, чтобы занять 190
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz