Большакова, Н. П. На пике творческого взлёта. Сергей Есенин 1917: повесть-эссе / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2013. - 278, [1] с. : ил., портр., факс.

Но знакомство его с Сергеем Есениным произойдет только спустя несколько месяцев после возвращения Эренбурга в Петроград, в ок­ тябре 1917 года, перед свержениемВременного правительства во главе с Керенским. Есенин придет в гости к молодой поэтессе Марии Ми­ хайловне Шкапской, которую Эренбург знал еще по Парижу, и увидит у нее Николая Клюева в крестьянской рубахе, громко прихлебываю­ щего чай из блюдца, из-за чего он Эренбургу покажется актерствую­ щим. Разговор уже начнет иссякать, когда в гостиной появится новый гость, молодой, красивый паренек, с ясными глазами и копной волнис­ тых золотых волос, чем-то напомнивший ему оперного Леля. Одарив всех своей открытой, наивной улыбкой, паренек представится: —Есенин. Сергей. Можно Сережа... Когда он выпьет чашку, другую чая, Мария Михайловна попро­ сит почитать его стихи. —Песнь о собаке. И в образовавшейся тишине зазвучали первые строки трагичес­ кого повествования. Затем следующие: Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда... Слушая чтение Есенина, Эренбург поймет, что видит перед со­ бой большого поэта. Первое чувство не обмануло его. ПОЭЗИЯ НЕ ПИРОЖНЫЕ, РУБЛЯМИ ЗА НЕЕ НЕ РАСПЛАТИШЬСЯ... Через три года, в 1921-м, в Москве в зимний холодный день со­ стоится их следующая встреча. Тогда, увидев Эренбурга на Тверс­ кой улице, Есенин узнает его и пригласит зайти с ним в «подполь­ ное» кафе. За столиком спросит писателя: —Илья Григорьевич, вы ведь во Франции живете и, наверно, хо­ рошо разбираетесь в живописи и французских художниках. Я тут уже несколько раз ходил смотреть коллекцию картин московского мецената Сергея Ивановича Щукина у него дома в Большом Зна­ менском переулке, вы видели ее? —Нет, еще не успел, но на днях собираюсь сходить. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz