Большакова, Н. П. Мой Маслов : книга-дневник / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 253, [2] с., [10] л. ил., портр. : ил.

А кто такой узнал совершенно случайно. Моя дочь тогда училась в школе и выиграла в каком-то литературном конкурсе. Их собирали в библиотеке и вручали призы. Одним из призов явился журнал голубого цвета "Площадь первоучителей" с памятником Кириллу и Мефодию на обложке и на одной из первых страниц фотография этого мужика. Но он там был моложе, без бороды и со взглядом каким-то немного административным. Тогда же, когда я его встречал, он был уже с крепкой сединой более молитвенный и духовный человек. И разница между фотографией в журнале и тем, которого я видел, была ощутимая. И помню, я у кого-то спросил: "А кто это такой?", мне пояснили: "Маслов, один из ведущих писателей нашей области". Я очень заинтересовался и стал читать, что было опубликовано в журнале. Затем пошел в библиотеку и взял еще его книг. Это быіли рассказы и повести, посвященные судьбам поморских деревень, написанные с огромной теплотой, где он поднимает вопросы разорения этих деревень в советский период. Когда читал, даже показалось, что я проник в эту его повествовательную ткань, именно врезультате нашего необычного общения. Этот человек остался в моей памяти очень приятным моментом моего с ним общения, хотя мы не обмолвились ни словом, и я никогда не слышал, как он говорит. Потом, когда я узнал кто он, прочел его книги, захотел с ним встретиться ... Но узнал, что он уже отошел ко Господу. Раньше говорили, чтобы напитаться энергией, нужно подойти и обнять какое-то дерево, услышишь его звучание, и я как-то верю в это, чувствую, что это так и есть. И Маслов мне представляется именно таким деревом - дубом, которого можно было обнять и получить от него порцию доброй энергии, которая исходила из него сильным потоком, даже создавалась некая напряженность этой положительной энергии. Человек, способный захватить другого человека в свое поле, свое жизненное пространство, не проронив при этом ни слова». Ради сохранения того , что возможно было сохранить... (Из очерка В.С.Маслов «На костре моего греха») «Архиепископ Сергий Страгородский написал в свое время удивительно ясную, нравственно выверенную картину спасения души - твоей, моей - православной. Как первый итог непрерывного земного доброделания и безоглядного упования на милость Божию, обязательных для каждого православного человека, приходит наконец такое состояние души, когда доброделание становится и естественной нашей потребностью, и обязательным условием личного земного счастья. Это состояние души есть первое, хотя и не единственное условие, при котором из зерна Веры и доброделания может взрасти древо, соединяющее в нашей душе земное с небесным. Взойдет ли, взрастет ли, увенчается ли вечным блаженством, нашим спасением - на то воля Божья, на него уповаем, но в нашей власти - непрерывное земное доброделание как души приуготовление. Именно при рассмотрении вопроса о спасении открывается главная пропасть между православием и католичеством. Если для нас непрестанное доброделание даже в той стадии, когда оно стало уже души наслаждением, - лишь одно из условий, но отнюдь не гарантия будущего спасения, то для католиков доброделание как духовность, можно сказать, вообще не существует: делай добро или даже покупай индульгенцию - и ты спасся. Господь в этом случае - как бы должник или даже заложник. Вот откуда, в идее, нынешнее популярное "ты - мне, я - тебе". Для православия же сама такая постановка вопроса - великий грех. Самого по себе доброделания, если оно не обеспечено соответствующим состоянием души, недостаточно даже для того, чтобы назвать себя православным: что для католиков - высший предел веры, для нас - лишь подступы к ней... Пали препоны, скрывавшие остатки того, что было великой Русской Православной Церковью. И души наши, почти столетие отвергнутые и от веры своей, и от святоотеческих заветов, снова обратили свой взор, необязательно пока духовный, к этим остаткам. И мы, кажется, осознали, что дальнейшая судьба России и русского народа зависит не столько от того, чем закончится игрушечное сражение между Горбачевым и Ельциным, вытянутыми в свое время из одного поганого партийного ведра, и не от того, какие программы будут приняты новыми бесчисленными "независимыми" партиями, чем завершится болтовня в выборных безответственных говорильнях, сколько от положения и состояния Русской Православной Церкви: возродится ли? как возродится? как обустроится? как духовно окормит чад своих и страну свою? 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz