Большакова, Н. П. Мой Маслов : книга-дневник / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 253, [2] с., [10] л. ил., портр. : ил.

Ты прости меня, Виталий Семенович, что не оправдала твоих надежд насчет писательской, постараюсь не подвести хотя бы в слове своем. Знаю: был бы жив - ни такого юбилея, ни такого отношения к людям не допустил бы, точно уверена, что просто до писательской бы многих ныне козыряющих членством своим не допустил ... И еще: всех вдов писательских на юбилейный вечер в ресторан пригласили, а Аллу Синицыну, Викдана вдову, - нет, походя взяли и обидели человека. Что ж пусть и это остается на совести устроителей этого торжества. А меня, наверно, от этого юбилея Господь отвел, иначе не утерпела бы, вышла на сцену и высказала все, что за последние годы накипело в д у ш е . Православием жив Виталий Семенович был не просто православным человеком, он был человеком глубоко воцерковленным. Многие сегодня говорят о себе, что они православные, но ничего не знают, ни о жизни Церкви, ни о ее истории, не ходят в храмы, не м о л я т с я . Маслов изнутри верой горел, все его творчество пронизано обращением к Господу, вере, храму, иконе. В своей исповеди «На костре моего греха» он писал: «Более чем трехвековой спор, более чем трехвековая пря между православными, слава Богу, вроде бы завершилась: братья во Христе - старообрядцы и так называемые никониане - снова назвали друг друга братьями. И вот мы можем спокойно положить рядом книги тех и других, сравнить их, сравнить обряды и службы. О многом, отнюдь не только о сложении перстов шел спор, и многое еще предстоит тем и другим осмыслить. Сравним, например, как объясняют крестное знамение те и другие, что значит при этом каждое прикладывание перстов. Старообрядцы (по протопопу Аввакуму): - на главу — являет ум нерожденный: Отец роди Сына, превечнаго Бога, прежде век вечных, - на пуп — воплощение Христа, Сына Божия, от Святыя БогоотроковницыМарии, - правое плечо — Христово вознесение и одесную Отца седение и праведных стояние, - левое плечо — грешных от праведных отлучение и в муки прогнание, в вечное осуждение. Православные-никониане (цитата — по официальному изданию Русской Православной Церкви, 1989 года): ”— на лоб — чтобы Господь просветил наш ум, - на грудь — чтоб Господь осветил сердце и чувства, - на правое и левое плечо — для освящения нашей деятельности”. Да если б только в этом разница! Однако, понимая погибельность раздора, и те и другие сумели через все противоречия переступить. Но помнят ли о всех бедах трехвекового раскола те, кто сегодня устраивает новую смуту, новую прю, новую катавасию, кто не желает слышать никого, кроме себя? Задумаемся, отрешась от суеты, — а не для того ли нынешняя катавасия и устраивается, чтобы вообще, навсегда, заглушить голос Православия как такового? В "Еще живых”привел я, со слов свидетелей, молитву, которую творила Зоя Евлампиевна на гибнущем катере, прося о помощи: — Никола Угодник и мати пресвятая Казанская Богородица! Спасите детей и души наши! Привел, не задумываясь о том, почему именно Казанская Божья Матерь и Никола Угодник. И только после дошло. В Сёмже было два храма: один, православный, освящен в честь Николая Мирликийского, Чудотворца (православная Святина празднуется в Сёмже 29 сентября), другой, старообрядческий-”австрийский”, — во имя Казанской Божьей Матери (Святина старообрядческая в Сёмже —15 июля). Вот почему именно этих наших вечных заступников призвала на помощь Зоя Евлампиевна. Храм старообрядческий уже обрушился в море, его не восстановишь, всё. В октябре 1990 года зашел ко мне перед отъездом из деревни на зиму Николай Николаевич Филатов, член совета Дома Памяти и член нынешнего, первого после самостийного воскрешения. Сёмженского сельсовета. Сказал между всем прочим: ”Стены-то у церкви православной, несмотря что без крыши, — очень ядреные! И шейка у главки — что надо, лишь одно только бревно под шейкой заменить”. Дай-то Бог. Вроде бы завершилась распря... Но вот — неожиданное письмо — просят старообрядцы 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz