Большакова, Н. П. Мой Маслов : книга-дневник / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 253, [2] с., [10] л. ил., портр. : ил.

который рассказывал нам, о ледоколе, как о своём родном доме. А когда я узнала о его смерти (это было в 9 утра), то даже на урок не смогла пойти. Только тогда мы поняли, что потеряли, какой человек рядом был! Такого второго уже не будет». Антонина Григорьевна Беляева: «Маслов - матёрый, редкостный человечище. С большой сильной душой, болеющей за свою родину, как большую, так и малую. И вместе с тем скромный. Только на таких и держится Россия. Мне очень запомнилась поездка учителей из разных школ Мончегорска на ледокол "Ленин" в 1999 году. У нас там вечер с праздничным обедом был. Мы танцевали, пели, читали стихи. Были в каюте капитана, в рубке Маслова. Настоящее духовное общение единомышленников. А в следующий раз ехали уже с учениками и нас встречал заместитель капитана: Маслов в больнице был ...» Валентина Алексеевна Ермоленко: «Конечно, как и всем нашим, запомнилась поездка на ледокол и рассказ Виталия Семеновича, когда он показывал каюту старпома, о белом медвежонке. В один из походов в Арктику, они со льдины подобрали совсем маленького белого медвежонка, который затем и жил в каюте старпома и бегал за ним повсюду, точно собачонка. А когда медвежонок подрос, на ледоколе его уже оставлять было нельзя и решили в зоопарк отдать. На палубу опустили клетку и старпом, чтобы медведь последовал в нее, зашел сам. И надо было видеть глаза медвежонка, когда его снимали в клетке с ледокола. Я с Масловым начала общаться с 1993 года, как только у нас стал организовывался Славянский комитет. Мне Виталий Семенович запомнился очень родственным, он же родом с Сёмжи, и мама моя архангельская - с Няндомского района. Умамы сМасловым даже речь была одинакова, у них в лексике мягкость и растяжность преобладала, свойственная северянам. Поэтому я в Маслове всегда чувствовала родные корни, но отношения у нас складывались только деловые. У него всегда общественное стояло на первом месте. Он был очень закрытым человеком и о своем личном никогда не говорил. А если спрашивали о здоровье, отвечал, что вашими молитвами жив ... Поэтому ни в свою личную жизнь, ни в свою семью он никого из нас не пускал. Однажды только на Праздник славянской письменности привез дочь Сашу, когда она еще училась в институте, и все. Если его портрет рисовать, то Маслов для меня прежде всего человек с очень красивой душой. Помню, как ездили на Соловки на двух катерах, мончегорцы - на маленьком, и потому сильно запаздывали. И когда в поезде уже все спали, Маслов все ходил по пристани и нас высматривал. Усталый был, а все нас ждал, и радости его не было придела, когда мы наконец причалили к берегу. Я Маслова видела и безбородым, и с бородой, но сейчас без бороды его уже не представляю, кажется, совершенно другой человек. Борода ему солидность и что-то патриаршье придавала ... » Татьяна Александровна Терлецкая: «Вспомнила об ответе на один вопрос, по поводу гимназических программ по литературе. Маслов считал и говорил об этом, что гимназические программы слишком перегружены произведениями зарубежной литературы в ущерб произведениям русской, в которых воспроизводится образ русского православного человека. В этом он и видел ущербность гимназических программ. Часто обращаюсь к дневниковым записям Маслова "На костре моего греха", в которых он пишет о том, что не только верующие, но и верящие, атеистически настроенные люди видят надежду на возрождение духовности только в православии, в церкви, поскольку она является духовным стержнем, без которого нам не обойтись. Православная позиция Маслова проявлялась всегда и во всем. И поклонный крест у церкви установлен благодаря Маслову, который обратился с просьбой к скульптору Вячеславу Клыкову, чтобы тот для Мончегорска воспроизвел копию поклонного креста с Прохоровского поля. Не случайно и один из первых праздников - День славянской письменности и культуры в Мончегорске был назван словами из Библии "Вначале было слово", на сцене звучала духовная музыка, слово пастыря, выступали церковные хоры, совершались крестные ходы вокруг храма. Да и на конкурс сочинений "Храмы России" Маслов ввел темы, связанные с православием. Он сумел объединить разных людей: епархию, администрацию и интеллигенциюМурмана, особенно у нас в Мончегорске. Маслов всегда обращал внимание учителей на необходимость в учебном процессе уделять большое внимание вопросам православия, и только сейчас учителя начинают поворачиваться к этой идее. Когда я была в Святогорском монастыре и слушала батюшку, который истово обращался 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz