Большакова, Н. П. Мой Маслов : книга-дневник / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 253, [2] с., [10] л. ил., портр. : ил.
античные традиции. Речь идет о делении женщин на два типа: женщина-мать (модель, соотносимая с богиней плодородия Деметрой) и женщина-гетера (тип, связанный с богиней любви и красоты Афродитой). Связанное с патриархатной культурой, подобное деление отражает то, что Фрейд считал базовым принципом мужской сексуальности - рассогласованность нежного и чувственного влечения. Первое направляется на женщину-мать (невесту, жену), объектом второго выступает женщина-гетера. В романе "Круговая порука" данная схема поначалу и торжествует. Митька мечется между Валюхой и Текусой, будучи не в состоянии примирить нежное и чувственное влечения. Искушенный в классике читатель предполагает, что, «перебесившись» с Текусой, герой обретет настоящую семейную идиллию с Валюхой. Но как искусно играет автор с читательскими ожиданиями! Несколькими ненавязчивыми штрихами он намекает на то, что Валюха далека от ангелоподобия. Вот в клубе героиня приглашает Митьку сыграть с ней в шахматы, а за этим - скрытая насмешка, ведь герой даже не помнит, как фигуры расставлять. Не интеллектуальное ли превосходство хочет Валюха продемонстрировать здесь? А в сцене покоса, когда она на равных выдерживает соперничество с Митькой и Германом, тут уж почти полный паритет в физической силе проявляет. Нет, отнюдь не женщина-ангел - Валюха, как и Текуса - не женщина-гетера. Родив ребенка от Митьки, Текуса становится нежной и заботливой матерью, демонстрируя, казалось бы, противоположный ее органике тип женственности. А Валюха, которой, согласно схеме, положено быть вечным ангелом-хранителемМитьки, в романе "Проклятой памяти" ведет себя совершенно неожиданно: она становится невестой Германа. Почему это происходит? Да просто Виталий Семенович своей потрясающей интуицией очень тонко почувствовал главную нравственную миссию женщины - поддержание равновесия в обществе. Поэтому женщина часто связывает свою жизнь не с тем, кого она любит, а с тем, кому она нужнее. Именно так и поступает героиня Маслова. Митька сильный и самодостаточный человек, он не пропадет и без Валюхи, а вот Герман без нее не справится. И смерть героини - это расплата за то, что не спасла, не уберегла Германа от гибели. По самой высокой ставке расплата». Татьяна Рябинина Валентина Кузнецова, чувствуя, что все устали, свой доклад «Проблемы деревни в творчестве Есенина, Личутина и Маслова» очень сильно сократила. Неплохо выступили Маришка и Виктория Бакулы. Лично у меня вызвал интерес и доклад Л.Л.Ивановой под названием «Репертуарная политика мурманских театров», по поводу которого Скромный и возмутился, а вот то, как она несдержанно вела себя на секции, когда читали доклады другие, почти в голос комментируя все выступления, раздражало. Мой доклад был под названием «Балашов и Мурман - точки соприкосновения». Первый славянофил Мурмана 21.12.2004. Вместе с программой третьих Масловских чтений в дар от устроителей я получила и небольшую брошюрку кандидата исторических наук Павла Федорова «Радетель культуры В.С.Маслов и его деятельность по созданию оплота славянофильства на Мурмане в конце XX века». Когда-то Павел, как и многие школьники Мурманска, был участником областного историко-литературного конкурса «Храмы России». Тогда на него Виталий Семенович возлагал большие надежды и, как показало время, не напрасно. Мне интересно было прочесть воспоминания Павла о Маслове, в них я нашла что-то новое для себя из жизни Виталия Семеновича. Он пишет: «Мурман - хотя и древний край, не знал славянофильских кружков в XIX веке. И Маслов в конце XX века был здесь первым славянофилом, да и не только здесь - и в СССР тоже. <...> первые идеи о проведении Дня славянской письменности, первые вопросы о судьбе славянских народов стали появляться у Маслова еще в 70-е - начале 80-х гг. И почва для этого была. Ведь Маслов по возрасту своему - дитя войны и "оттепели". Великая Отечественная, а затем "оттепель" наложили сильный гуманистический отпечаток на художественную литературу и творчество вообще. B. C. Маслов, например, стал писателем-деревенщиком, мастером социальной прозы. Его по-настоящему взволновала судьба заброшенных северных деревень, а 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz