Большакова, Н. П. Мой Маслов : книга-дневник / Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 253, [2] с., [10] л. ил., портр. : ил.
Клюева, Городецкого... Хотели пустоту создать... Поэты знали, что делают... И Валентина Евгеньевна знает, что делает. Она не просто восстанавливает связи между нами, цементирует образовавшиеся пустоты, она наполняет их живыми связями. И наша свая от этого становится живой, врастает еще глубже, становится еще прочнее. Всю жизнь, Валентина Евгеньевна делает главное национальное дело. Именно они - Валентина Евгеньевна, Александра Андреевна Антонова в Ловозере, Надежда Павловна Большакова в Ревде - они делают главное национальное дело своих народов. Они настоящие заслуженные, заслуженнейшие деятели нашей культуры. Названы они так официально или нет, для меня это не имеет никакого значения. Позже у Маслова в исповеди «На костре моего греха» прочитала: «ЕСЕНИНВМЕЗЕНИ. Валерий Иванович Попов рассказывал: - Ученика девятого класса Мезенской средней школы Володю Сярка арестовали за распространение антисоветской литературы: он дал товарищу почитать стихи Есенина. Мы сидели в одной камере. От него я узнал и выучил стихотворение "Ты жива еще, моя старушка". Сидя в камере, мы не только читали это стихотворение, но и пели. В Сёмже, дома у нас, я впервые увидел есенинские стихи в руках старшего брата - Вениамина Семеновича, 27-го года рождения: блокнот из толстой серой бумаги, по которому брат читал тихо друзьям что-то неслыханное - про хулигана, про собаку... Я подглядел и нашел потом этот блокнот, исписанный красными чернилами,- в горнице под периной, в ногах. И прочитал. И кое-что запомнил». О наставниках, о времени, о себе (Из статьи «О наставниках, о времени, о себе» «Север», 5.12.1978) Те, кто хорошо знал Виталия Семеновича, помнят, с каким огромным уважением относился он к учителям, как высоко ценил их труд и подвижничество, а потому в своих выступлениях никогда не жалел эпитетов, чтобы поднять значимость учителей и вес на высоту почти поднебесную. Вот почему мне и было интересно прочесть размышления Виталия Маслова и Владимира Личутина в статье «О наставниках, о времени, о себе», опубликованной в мезенской газете «Север» еще за 1978 год: «В. ЛИЧУТИН. Когда меня спрашивают об учителях, я недоуменно пожимаю плечами. - Учитель - это все вокруг тебя и глубина этого всего. Писатель начинается не тогда, когда он полюбит какого- то гениального творца, а когда он постигнет самого себя, в чем-то оскорбится, разочаруется и наполнится состраданием... Тогда он движется к созреванию, и в это время к его душе неслышно приступают великие творцы. Их лицо (Пушкин, Толстой, Достоевский ит. д.) многообразно, оно изменчиво и полностью зависит от творческого состояния писателя. Их нельзя назвать учителями, они несут в себе гораздо большую духовную власть, ибо не столько научают писать, сколько подвигают к этому, крепят дух, научают видеть. Если видеть в ком-то учителя, значит, надо отринуть традицию, ибо традицию создает великое и неизвестное множество. Учителя, на мой взгляд, — это мировая культура и жизнь человечья. Писатель же большой, который близок тебе, — это духовный наставник. В. МАСЛОВ. В поставленном Вами вопросе слова «учитель» и "наставник", на мой взгляд, отнюдь не синонимы, поэтому и "ученик"рядом с "наставником" вроде бы не на месте. У слова «учиться» наполненность четкая — усваивать знания, навыки, а этого совершенно недостаточно, если говорить о том, что значат для меня, к примеру. Ф. Абрамов, В. Белов, давнее внимание к моей литературной работе С. Шуртакова... Так уж получилось, что рос я как бы на задворках: где-то стройки коммунизма, где-то пустыни осваивают, реки вспять поворачивают, а у нас в поморской деревне в те послевоенные годы — вспоминать не хочется... Да и не это главное. Главное, что все, чем я дышал, чем до болезненности дорожил и что пытался осмыслить в первых своих литературных опытах, отвергалось, не узнавалось как жизненно достоверное и достойное литературы. Ожегшись раз-два, дорогих мне людей, дорогих мне мест в рассказах решил больше не касаться. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz