Большакова Н. П. Лапландия - Мурман: ПАЛЛЬ, МЭННМУЖ, ОЛЛМЭ (время, события, люди) : литературно-краеведческая календарная летопись на каждый день / Надежда Большакова. - Мурманск : Авторская книга, 2018. - 286 с.

Надежда Большакова л а п л а н д и я - м у р м а н : п а л л ь , м э н н м у ж , о л л м э (в р е м я , с о б ы т и я , л ю д и ) самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне». Большую работу проводил по подготовке кадров бухгалтеров, в организации кружка «Юный оленевод», впоследствии ставшим ПУ № 26. Депутат Ловозерского сельского совета, возглавлял сельскохозяйственную комиссию. Имеет восемь медалей, среди которых «За оборону Советского Заполярья», «За доблестный и самоотверженный труд в период ВОВ - 1941-1945 гг.», др. Ветеран труда. 8 апреля (26 марта) Жизнь Церкви. Пробуждение СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНЬЕ ПАСХА Слово «Пасха» переводится как «прехождение», «избавление». Празднуя Пасху, мы торжествуем избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение этого праздника отличается величием и необычайной торжественностью. В полночь начинается пасхальный крестный ход. Народ выходит из храма под пение «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход символизирует Церковь, идущую навстречу Воскресшему Спасителю. С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. 2010 - в Ловозерском р-не на перевале Тавайок произошел сход лавины, под которую попали шестеро туристов из Белоруссии, жители Брестской области. Два человека спаслись, четверо погибли. 2016 - в Мурманском Арктическом государственном университете с 8 по 15 апреля состоялся студенческий фестиваль «Дни северной Европы», посвященный истории, культуре, обычаям северных стран. АГАПОВА Татьяна Павловна, поэт, журналист, член Союза писателей России. Род. 08.04.1956 в пос. Ревда Мурманской обл. Окончила Ленинградский институт торговли. Работала экономистом, бухгалтером Мурманского отделения Союза писателей России, корреспондентом газеты «Мурманский вестник». Автор сборников стихов «Акварель», «Час земной», «Облаков купель», «Белые крылья». 9 апреля (27 марта) Из истории саамов. Кольского полуострова БАБИНСКИЕ СААМЫ В центральной части Кольского п-ва, в Ковдорском районе Мурманской обл., некогда находился погост Бабино (Ахкель-сийт), располагающийся в западной части озера Бабинская Имандра, на берегу губы Уполокша. За время существования он несколько раз менял свое место. Известен с XVI века еще и как погост «Бабиничи», в котором, согласно писцовым кн. Михалкова Алая (1608-1611), «всего 7 веж, а людей в них 16 чел. А угодья у н и х . 7 озер и 6 речек, а ловят они в тех речках и в озерках бел. рыбу. Да они же ловят рыбу на Имандре озере с екостровскими лопари вместе да на лесу зверь бьют, тем ся и кормят». Во второй половине XVIII в. академик Лепехин И. И. писал, что в Бабинском погосте «много. находится слюды, которую добывают бабинские лопари». Основными занятиями бабинцев были рыболовство, охота и оленеводство. Как и экостровские саамы, они занимались извозом. Ездили в Кандалакшу за наймом и затем развозили государевых людей по всему Кольскому п-ву. Участвовали в строительстве мурманской железной дороги и на строительстве железнодорожной линии на Ковдор, где шло строительство Ковдорского комбината. Когда в 20-х их стали переселять из родовых становищ в Ёну, привлекать к работе на лесозаготовках, то поселяли в бараки, в которых многие из бабинцев от непривычных условий, еды и образа жизни начинали болеть и умирать. При создании колхозов и те небольшие оленьи стада, что были в хозяйстве, стали у саамов изымать. Бабинские саамы - саамы лесные, и у них не 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz