Большакова Н. П. Лапландия - Мурман: ПАЛЛЬ, МЭННМУЖ, ОЛЛМЭ (время, события, люди) : литературно-краеведческая календарная летопись на каждый день / Надежда Большакова. - Мурманск : Авторская книга, 2018. - 286 с.

ФЕВРАЛЬ 9 февраля (27 января) 1917 - интересный факт, что в Мурманске появился первый кинематограф, просуществовавший несколько лет и принадлежавший одноглазому купцу Скрябину. 1977 - Село Поной исключено из учетных данных. Древнее поселение терской лопи; известно с 1570, когда в тех местах поселился соловецкий монах Феогност, а близ устья был поставлен Петропавловский храм «по челобитию Терских лопарей для их крещения и веры» (разрешение на его сооружение дал сам Иоанн Грозный). При храме возникло небольшое поселение (погост), с 1575- мужской монастырь. По описи 1608, в погосте 30 веж. Русские первопереселенцы - семья Губиных. С 1620 - оброчное село боярина Никиты Романова, с 1658 - вотчина Крестного и Воскресенского патриарших монастырей, позже Кольско-Печенгского монастыря. В 1712 - 14 дворов, в которых проживали 23 семьи (62 чел. мужского пола), самая известная семья - Русиновы. В 1782 проживало 265 чел. В 1855 жители села успешно отразили нападение британских кораблей. В 1860 Поной - центр обширного сельского общества (с 1866 - волости) и центр Понойского прихода (в 1888 - 585 прихожан, в 1915 - 610, из них лопарей 341 чел.). Священник Николай Шмаков с 1882 вел метеорологические наблюдения, полезность которых была оценена в столице (награжден орденом). В 1884 открыта церковно­ приходская школа. В 1913 стояло 53 двора, проживали 252 чел. По переписи в 1926 - 303 чел., в 1938 - 379. Основное население во все времена - русские и саамы, смешанные браки между которыми были рядовым явлением. Главные занятия: рыболовство, зверобойный (торосовый) промысел и оленеводство. В советское время - один из центров оленеводства и промысла семги; с 1929 на территории села действовал оленеводческо- рыболовецкий колхоз «Север». Трудно выговорить - мертвое село, Проще - брошено, покинуто, забыто. И в газетах, где есть дело до всего, Так и пишут - незлобиво, не сердито. Да и впрямь ли оно мертвое, пока Люди живы, хоть прописаны не дома? Ведь неволей уезжали - свысока Приказали. И нельзя, мол, по-другому. Уезжали, увозили самовар, Сундуки с бельем и прочими вещами. Но никак не увезти им сеновал, И родник, и куст, и кладбище с крестами. Луг с травою перезревшею забыт. И дома стоят, как лодки на приколе. И церквушка всех оплакала навзрыд С отзвеневшей в тридцать пятом колокольни. Владимир СМИРНОВ 2016 - газета «Мурманский вестник» сообщила о том, что в Оленегорске прошел XX фестиваль солдатской песни «С боевыми друзьями встречаюсь, чтобы памяти нить не прервать». КАЛМЫКОВА Марина Анатольевна, саамский общественный деятель, журналист. Род. 09.02.1987 в пос. Ёнский Мурманской обл. Окончила Мурманскую академию экономики и управления (МАЭУ) - государственное и муниципальное управление. Работает с 2009 в Мурманске на региональном телеканале «Арктик ТВ» - корреспондент и ведущая новостей. В 2015 проходила обучение в Москве и Женеве при Управлении верховного комиссариата по правам человека. Член Ассоциации Кольских саамов, член молодежного Совета RAIPON, председатель общины «Шурр пирас» («Большая семья»). Работая на телеканале, регулярно освещает мероприятия, направленные на сохранение и развитие саамской культуры. Участник проекта «Саамский пояс дружбы». Автор фильма «Заповедный народ», в котором рассказывается о традиционных видах деятельности саамов, проблемах сохранения языка, о культурной жизни саамов. ДЁМИН Валерий Никитич (09.02.1942-26.11.2006), писатель, член Союза писателей России, доктор философских наук. Род. в г. Новосибирск. Окончил МГУ. С 1968 на преподавательской работе, с 1981 занимался научной работой. С 1997 организатор и участник «гиперборейских экспедиций» на о. Сейдозеро в Ловозерье. Активно занимался изыскательской работой в области истории и предыстории 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz