Большакова Н. П. Лапландия - Мурман: ПАЛЛЬ, МЭННМУЖ, ОЛЛМЭ (время, события, люди) : литературно-краеведческая календарная летопись на каждый день / Надежда Большакова. - Мурманск : Авторская книга, 2018. - 286 с.

Надежда Большакова л а п л а н д и я - м у р м а н : п а л л ь , м э н н м у ж , о л л м э ( в р е м я , с о б ы т и я , л ю д и ) пристанью для карбасов, переправляющихся по озеру. Место это служило для оживленной торговли беломорских промышленников и саамов. В 1888 для отдыха поморов из казны были выделены деньги для постройки здесь трёх просторных изб с нарами и камельками, в 1882-1895 на 950 рублей, пожертвованных Иоанном Кронштадтским, - церковь имени Алексия Божьего человека. Сами саамы в Раст -нярке не жили, жили на противоположном берегу. В основном это были семьи Куимовых (Экостровский погост) и Собакиных (Масельский погост). К концу XIX века Экостровский погост стал немного оправляться, но пришли новые испытания: революция, гражданская война, коллективизация, репрессии. Экостровский погост пролегал на тракте Кандалакша - Северная Кола, поэтому практически все саамские женщины со своими оленями на этом пути были мобилизованы на перевозку грузов и людей. Однако олень не лошадь, ему нужны новые пастбища, свободный выпас. От этого животные быстро выматывались и гибли. Таким образом, практически все стадо экостровских саамов и было загублено на строительстве «мурманки» - на железной дороге. Да еще и мужчины призывались служить в русской армии. Во второй половине XIX века в Монче-губе поселились финны да пришедшие в эти места в конце XIX - начале XX века карелы Калевани (Калевайнен) из Кестиньги. Уже указывалось, что до постройки Мурманской железной дороги саамы здесь возили почту. Первой станцией от Кандалакши был Зашеек, второй - Экостровский погост, затем Рас-наволок на севере Имандры. С открытием Мурманки водный путь по Имандре потерял свое значение, и экостровские саамы перебрались на постоянное жительство ближе к железной дороге на станцию Хибины, Имандру, а некоторые и в Монче-губу, где в настоящее время находится Мончегорск. В 20-е годы XX века разместились здесь летние угодья семьи Калины Архипова. Сам Калина Иванович с Масельского погоста, с Пулозера. Жена Степанида Карловна - с Бабинского. Работал Калина Иванович на почтовой станции Пелесмь - Половинка (железнодорожная станция Имандра), где постоянно и проживал с семьей. С революционными действиями на Кольский п-ов прибыли и новые поселенцы, которые стали постепенно растворяться в экостровских саамах. По данным Всероссийской переписи населения и Приполярной переписи 1926­ 1927 в Монче-губе-наволок числилось 3 хозяйства: одно финское и два - карелов, жители которых занимались рыболовством и сельским хозяйством. Общая численность - 15 человек. В 30-х годах ХХ века на Сухих порогах поселилась семья Ивана Кондратьевича и Аполлинарии Матвеевны Архиповых. Постепенно, оберегая семью от бурного, неспокойного времени, Иван Кондратьевич перевез ее дальше на Запад от массового скопления людей: на Кашко озеро, Верхнюю Лумболку, и, наконец, долгое время семья проживала на Куцколе. Потом вновь началось вырождение народа. Возможно, этому поспособствовал еще и саамский обычай, допускавший браки между братьями и сестрами, если они являлись детьми одного отца, но разных матерей. Рождалось больше девочек, предпочитавших в мужья себе карелов и русских. Но с началом репрессий пришли и новые испытания. Много саамов было репрессировано из-за родственных отношений с теми, кто волею судьбы во время войны оказался на территории Финляндии. А если учесть, что все лопари родственники, а границ для северного народа, веками мигрирующего по Лапландии, не существовало вообще, репрессированных было более чем достаточно. Самые крепкие коренные роды Сорвановых с ударением на первое «о», Архиповых, Бархатовых, Куимовых были обезглавлены. Потом пришла Великая Отечественная война... Воевать с Экостровского погоста ушло 17 человек, вернулось трое... Затем саамов стали выселять из привычных мест проживания в города. Кому-то показалось неправильным, что люди в землянках живут. Их не спрашивали, приспособлены они к жизни в городских условиях или н е т . Брали семьи саамов, не знавших уклада городской жизни и сгоняли в бараки . Методы, равносильные тому, если бы современного городского жителя взять и оставить выживать в лесу... Такова грустная история погоста Экостровского. Андрей БЕЛОЗЕРОВ, Вера ПЕПИНА, Надежда БОРОДКИНА 1930 - в Ловозере организован оленеводческий колхоз «Тундра». 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz