Большакова Н. П. Лапландия - Мурман: ПАЛЛЬ, МЭННМУЖ, ОЛЛМЭ (время, события, люди) : литературно-краеведческая календарная летопись на каждый день / Надежда Большакова. - Мурманск : Авторская книга, 2018. - 286 с.
ФЕВРАЛЬ народ уходил на новое место, возвращаясь на старое только через много лет. Так в летнее время экостровцы (лопь верхней земли - горные саами) и разъезжали по озерам семьями, тем более что до начала XX века через эти места пролегал путь из Колы в Кандалакшу. Экостровские саамы до строительства здесь железной дороги несли государственные повинности (тягло): ямскую службу (гоньбу), кордонную службу (пограничную), различные подати. В обязанность кордонной службы входило наблюдать за передвижением соседей на рубеже со Швецией: летом с Чун-озера, зимой с Лотты или через Хиппик - невысокие горные тундры. Под Хиппиком располагался Кетькявр кент (кентище) - семейные угодья Селивановых. Ямскую службу обычно выполняли женщины - зимой на оленях, летом на карбасах. Мужчины занимались в основном охотой и рыбной ловлей. Практиковался вольный выпас оленей, поэтому стада были небольшие (в основном ездовые олени). Экостровцы единственные на Кольском п-ве занимались горным оленеводством. Они делились на два рода. Род майя (саамск. - бобр) проживал по берегам Большой Имандры, а род аккмак (саамск. - росомаха) расселился по Экостровской Имандре. Но оба рода были потомками Акрувы - женщины- рыбы (русалки). Это одна из дочерей высшего божества Эммель (отец Небо) и его жены Эмне (мать Земля). К их землям также относилась Монче-тундра, северная часть Чуна-тундры, южная и западная часть Хибинских тундр. Территорию Монче-губы саами издревле относили к сакральным землям. До середины XIX века в этом районе они не жили. Приходили сюда только с целью проведения традиционных обрядов и ритуалов нуэйты - знахари, лекари и кебуны - колдуны. Например, на Большом Сяв-острове (остров Любви), на Кислой губе проводился обряд бракосочетания. Саам привозил сюда свою избранницу, после чего брак считался заключенным. На Малом же Сяв-острове проходил обряд расставания мужа и жены. Сейдозеро - обрядовое капище, или место поклонное. Здесь собирались в весну или в осень, перед охотой, просить благословение и помощи в добыче зверя. Экостровский погост ранее считался главным центром саамской земли, пока Петр I не провел рекрутский набор Указом 1699, не выбрав с него всех мужчин. Для малочисленного народа, насчитывающего чуть более тысячи человек, 300 мужчин, на 25 лет покинувших свои земли, - потеря огромная. Вот с этого времени в Экостровье вырождение саамов и началось. Погост стал хиреть, а центр перешел в Териберку, при Советской власти центром стало село Ловозеро. Народ попал в этническую катастрофу. Геноцидом это, конечно, не назовешь, потому как люди шли государству своему служить, и все же для саамов это была катастрофа вселенского масштаба. Восполняться народонаселение стало лишь когда выросли дети, оставшиеся без отцов, и при Екатерине I лопарям было дозволено откупаться от армии или деньгами, по тому времени огромными: в казну нужно было внести двенадцать рублей, или нанять кого-то вместо себя. Обычно нанимали бобылей в русских и карельских селах. В старину Экостровский и Кильдинский погосты считались статусными. Они первыми приняли русское подданство, дав присягу еще великому князю Василию III, и вошли в сословие ямщиков на Кандалакшском тракте. Зимой - на оленях, летом - озерами возили почту, грузы и тех, кто путешествовал по надобности государственной. Такое положение вещей сохранялось практически до открытия в этих местах железной дороги. И если всмотреться внимательно в саамскую историю, экостровских саамов можно угадать и дату вхождения саамских земель под Русское подданство - 500 лет или около того. После же проведения в Российской империи земской реформы 1864 организованы были саамские земельные общества. В Экостровское вошли следующие погосты: Экостровский, Бабинский, Масельский, Сервесявр (Гирвас озеро), Нотозерский. Обряды, национальные традиции, сакральный дух стали уходить в прошлое, а саамы начали заселять Монче-губу. Священным местом был и Тулп явр кент (кентище). Кент - маленькое постоянное поселение, состоящее из веж, туп. В 16 км от железной дороги Оленья- Мончегорск. Здесь саамы стали проживать незадолго до начала освоения Монче-тундры. Одним из самых оживленных мест конца XIX - начала XX века на этой территории был Раст-нярк (Раст-наволок, Рас-наволок, Раз- навалок - травяной мыс), или, как раньше называли его саамы, Пермес-няркенч (половинчатый мыс). Мыс этот расположен в северной части Большой Имандры. Становище служило и дорожной станцией, и 35
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz