Большакова Н. П. Лапландия - Мурман: ПАЛЛЬ, МЭННМУЖ, ОЛЛМЭ (время, события, люди) : литературно-краеведческая календарная летопись на каждый день / Надежда Большакова. - Мурманск : Авторская книга, 2018. - 286 с.

Надежда Большакова л а п л а н д и я - м у р м а н : п а л л ь , м э н н м у ж , о л л м э (в р е м я , с о б ы т и я , л ю д и ) затем в РОСТА-ТАСС. В результате поездки в мае 1932 на Мурман написаны очерк «Мурманск», впервые опубликованный под названием «Столица советской Арктики», и очерк «Пушечный завод», впоследствии ставший главой «Книги скитаний». Автор повестей «Кара- Богаз», «Колхида», «Северная повесть», рассказов, очерков, книг о творчестве людей искусства, автобиографической «Повести о жизни». ЛОПИНЦЕВ Алексей Дмитриевич (19.05.1910-15.04.1992), первый чемпион первого Праздника Севера по лыжным гонкам. Род. в г. Кола Мурманской обл. Мастер спорта СССР. Работал в районном комитете физкультуры и спорта в Коле, в железнодорожном депо Мурманска. Участник всех довоенных, военных и многих послевоенных (в группе ветеранов) Праздников Севера. Первое место в лыжной гонке на первом Празднике Севера («Северном лыжном празднике») в 30.03.1934. В годы ВОВ защищал Заполярье (инструктор разведчиков 14-й армии). После ранения и инвалидности демобилизован. 20 мая (7 мая) 2017 - стартовал епархиальный проект «Очаг», победивший в Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2016-2017». ЯКОВЛЕВА Анастасия Ивановна, педагог, учитель саамского языка. Род. 20.05.1956 в с. Воронье Мурманской обл. Окончила Мончегорский техникум физической культуры. В 1975 работала в детской спортивной школе, с 1976 - воспитателем в школе-интернате, с 1991 там же преподавала и саамский язык. 21 мая (8 мая) Из истории саамов Кольского полуострова СААМСКИЕ ПОГОСТЫ В СААМСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ Саамы очень любят свою землю. В древние времена они всеми возможными средствами защищали ее от врагов, потому и свои погосты располагали так, чтобы враг не сразу их нашел: «Хотели «немцы» разграбить погост, в Вог-губе рыскали кругом да около, но никак не могли найти его», «Чтобы спастись от шведов, сильные люди из саамского народа прятались под землей. У Туломского падуна были подземные избушки», «Было чуди много, она шла разорять Пазрецкий погост», «Шла чудь от озера Энаре разорять Пазрецкий погост», «Как-то раз чудь шла разорять Экостровский и Бабинский погосты», «Предводитель чуди - Геланд - пришел раз в Нявдемский погост под видом купца с двумя товарищами», «В Мазельской жило одно общество. Охотники узнали: идет шведская сила». Практически все саамы свои погосты, и зимние, и летние, разбивали на берегу рек и озер. И в своих сказках они, указывая погост, называют, возле какой реки, озера или падуна он расположен: «В Нотозере есть место, называемое Сийтнярк - Погостовый мыс. Здесь когда-то был саамский погост», «Жили в древности саамы близ берега моря. На берегу реки Вороньей было саамское село», «У устья реки Ноты, на Нотозере, когда-то был саамский погост», «В старом Екостровском погосте на берегу озера Имандра когда-то жили две женщины», «В старину кильдинские саамы жили в местности Кулпанлампь, верстах в пяти к востоку от Варламовой губы Кольского залива», «Захотели как-то коляне отнять у сонгельских саамов падун», «У устья реки Лоты, на Нотозере, когда-то был саамский погост». Находим в саамском фольклоре мы и сведения о необычных способностях жителей саамских погостов - нойдов и колдунов: «Жила некогда около погоста, что стоял на Вочеламбине, девица-волшебница», «В давние времена в Нотозерском погосте жила девка-нойда», «В Нявдемском многолюдном погосте славился саам Максим как богач и колдун», «Жил давным-давно в Печенгском погосте саам имени Нял», «В Мотке жил саам Лин, славившийся как нойда и силач», «Однажды приехал в Бабинский погост финский начальник», «На одном погосте за Кандалакшей жила быстроногая девушка», «Выдал старик-нотозерец свою дочку замуж в Семиостровский погост», «Подруга по очереди назвала женихов из всех погостов. Не Васька ли из Пазреки? Не Иван ли из Воронежского погоста? Не Мошников ли с Сонгельского? Не Семенко ли с Нотозера? Не Иван ли с Масельги? Не Петро ли с Кильдинского?» 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz