Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЧАСЫ, КОЛОКОЛА И ПУШКИ Вся история храма оказалась связанной с русско- турецкими войнами. Ведь и Николай I, решившись на войну с Турцией в 1828-1829 годах, принял в ней личное участие, определив своей главной квар­ тирой Измаил. Побывал он и в Крестовоздвижен- ской церкви. Именно тогда наместник Бессараб­ ского края генерал-губернатор Михаил Семёнович Воронцов «подал Государю прошение отлить для Крестовоздвиженской церкви колокола из ту­ рецких пушек». Николай I дал согласие, и вскоре три колокола стали даром его Крестовоздвижен­ ской церкви. На большом надпись: «Церков посвя­ щает сей звучный памятник Архистратигу Миха­ илу...». И ниже: «Государь Император Николай I подарил из завоёванных у турок орудий для Крес­ товоздвиженской церкви. 1838 году июня месяца 25-го дня, отлит сей колокол 400 пудов». Тогда еще колокольни, которая выдержала бы такие большие колокола, не было, и их поместили рядом с церковью, где они и простояли до середи­ ны XX века. Удивительно, но эти колокола смогли пережить и Первую мировую войну, и революцию, и гражданскую войну, и общественные потрясения XX века и не были отправлены на переплавку. Во времена празднования 125-летия освобожде­ ния Греции от турецкого ига в 1955 году Святей­ ший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I сделал Александрийской Православной Церкви для колокольни храма святого Саввы подарок —коло­ кол весом в 400 пудов. Но колокольня оказалась слишком маленькой для этого великана, и потому колокол решили поместить на каменное основание, облицованное белым мрамором (Духин, 2004). Самоезнаменитоестихотворение, связавшее Царь- колокол и Царь-пушку как символы величия и славы России, написано Федором Глинкой в 1841 году: Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах... Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! <...> Кто, силач, возьмет в охапку Холм Кремля-богатыря? Кто собьет златую шапку УИвана-звонаря ? Кто Царь-колокол подымет? Кто Царь-пушку повернет? Шляпу кто, гордец, не снимет У святых в Кремле ворот? Федор Глинка. «Москва» Но было любопытно найти упоминание о Царь- пушке и Царь-колоколе еще в одном поэтическом жанре —эпиграмме, написанной Вольтом Сусло­ вым на известного советского писателя Виктора Астафьева: «Огромная Царь-пушка!/ Царь-коло- кол —глыба!/ Теперь в их компании/ Есть и „Царь- рыба"». По странной ли случайности или по велению свыше, но Царь-пушка не выпустила ни одного ядра в неприятеля, и Царь-колокол ни разу не за­ звонил, так никто и не услышал голос его. Об этом колоколе, отлитом братьями Моториными, гово­ рят так: всем колоколам Царь. Но что же это за «Царь» и какова его история? А она своими кор­ нями уходит в далекое смутное время в начало XVII века, когда по приказу Бориса Годунова был отлит самый большой в России тогда колокол в 36 тонн, который и был впервые назван «Царем». И был это прадедушка всем известного ныне Царь- колокола. Чтобы повесить колокол, сделанный по Установка большого колокола в Москве Миниатюра XV I в. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz