Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

ЧАСЫ, КОЛОКОЛА И ПУШКИ Петр I, когда не хватало металла для отливки орудий: серебра и меди, сказал архимандриту пет­ розаводскому: «Придется колокола с церкви снять». Архимандрит пригрозил: «Бог накажет!» На что Петр Первый просто ответил: «Войну окончим — новых колоколов нальем». Что, впрочем, и было им сделано. Другая история, отнесенная к петровско­ му времени и указу Петра I об изъятии колоколов и переливке их на пушки, которые должны были заме­ нить затонувшую под Нарвой артиллерию, расска­ зывает о «Чуде 1701 г. с колоколами...». Известен и текст этого «Чуда...» начала XVIII века, в котором повествуется о колоколах Троицкой лавры, воспро­ тивившихся уготованной им участи и в итоге воз­ вратившихся на прежние места. Один из колоколов, например, исчез и лишь позже был найден в пруду по соседству, другой —три дня безостановочно гу­ дел, а еще два, называемых в тексте «братевниками», сначала долго не снимались с крючьев, а затем вдруг упали на землю сами. Но в фольклорной традиции имеется и более популярная трактовка этого исторического факта, оправдывавшая действия Петра и отражавшая принципиально противоположный взгляд —как на самого царя, так и на проблему взаимоотношений светской власти с церковной. Согласно одному из таких преданий, царь Петр приехал на Соловки, чтобы изъять у монастыря несколько колоколов для переливки их на пушки. Выслушав возраже­ ния, царь отправил монастырскую братию на даль­ ний остров, предупредив, чтобы монахи очень вни­ мательно прислушивались к звукам из монасты­ ря. Когда они отбыли на остров, велел трижды перезванивать в монастырские колокола, а затем трижды палить из пушки. Вернулись монахи, спро­ сил, что же они слышали? Святые отцы ответили, что слышали, будто из пушек палили. «—Ну, вот то-то и есть, — заметил царь, — колоколов ваших вы не слыхали, а пушки славу мою до вас донесли! Так уж лучше давайте мне ваши колокола; я их на пушки перелью, а пушки эти славу святых угод­ ников соловецких распространят до самого Сте­ кольного города (то есть до Стокгольма ) » 1. 1 См. об этом: Белоброва О. А. Чудо 1701 г. с колоколами Тро- ице-Сергисва монастыря //Труды Отдела древнерусской ли­ тературы. Л., 1971. С. 302-311. Татьяна Агапкина. Мать пре­ святая Богородица, колокол святой. Какие звоны раздавались над Россией. Родина. Зима, 1997 № 1. С. 94-97. Царь-колокол Довоенная спичечная этикетка Но не только в России правители изымали ко­ локола. В романе Халлдора Лакснесса «Исланд­ ский колокол» читаем: «Было такое время, говорит­ ся в древних летописях, когда исландский народ вла­ дел одним-единственным достоянием, единственной ценностью - колоколом. Колокол висел на здании суда в Ттгведлире на реке Эксарау, под коньком ос­ троверхой крыши. В него били, сзывая народ на суд или казнь. Колокол был такой древний, что никто не знал толком, сколько веков назад его отлили. Но еще задолго до того времени, к которому относится эта повесть, в нем появилась трещина, и старики уве­ ряли, чтораньше он звучал гораздо чище, однако был по-прежнему дорог народу. Часто в тихий летний день, когда со склонов Сулура дул ветерок, а с пус­ тоши Блоскуг доносился запах берез, можно было слышать звон колокола, сливавшийся с шумом реки. В него били, когда в присутствии королевского чи­ новника и судьи палач готовился обезглавить муж­ чину или утопить женщину. Но в тот год, когда ко­ роль издал указ, чтобы жители Исландии сдали в казну всюмедь и бронзу, ибо приходилось восстанав­ ливать Копенгаген, разрушенный войной, были по­ сланы люди в Тингведлире на реке Эксарау, чтобы снять старый колокол » (Лакснесс, 1963. С. 23-24.). Оказывается, и в Исландии снятие колокола коро­ левским палачом —акт жестокого и грубого наси­ лия над героическим прошлым исландского наро­ да, его национальной гордостью и достоинством, как пишет о романе А. Погодин. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz