Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Это вызвало взрыв хохота и полное согласие всех членов парламента. Через два месяца, как говорят, колокол треснул и три года молчал, затем ему сменили молоток на более легкий и он вновь заз вучал, правда, звук его стал с хрипотцой. В Швейцарии в Берне —самые старинные ба шенные часы, установленные в 1530 году, не про стые, а с движущимися фигурками, главные из ко торых —золотой петух, Хронос с песочными ча сами и Гоне фон Тан. За 4 минуты до того, как пробьет очередной час, разыгрывается целый спектакль: кричит петух, в колокольчики ударя ет шут и появляется процессия медведей, одетых в цвета Берна: с дудочкой, мечом и копьем, бара баном, короной на голове, символизирующей силу и мощь Берна, и последним появляется мед ведь со свитком. Во второй раз кукарекает и хло пает крыльями петух. Хронос поворачивает пе сочные часы и двигает жезлом, Ганс фон Тан на самом верху башни ударяет золотым молоточком по колоколу. Лев кивает столько раз, сколько ча сов показывают стрелки, и в заключение вновь раздается крик петуха. Писатель Геннадий Осетров в рассказе «Часы на соборной колокольне» рассказывает о том, как в неком городе за последние пятнадцать лет не сколько раз пытались оживить старинные часы на колокольне и все безрезультатно. Сколько раз преподаватель отечественной истории Николай Иванович Суморин обращался в администрацию города и никаких подвижек и вдруг, выйдя про гуляться по ночному мосту и взглянуть на коло кольню, он уже повернулся, чтобы идти дальше, как «...в этот момент на соборной колокольне ог лушительно пророкотали колокола часов, отби вающие четверти, и после короткой паузы боль шой колокол гулко и низко пробил один час. Су морин окаменел от неожиданности, он весь на прягся, вслушиваясь в то, как неотвратимо уве ренно растекается над городом гул колокола, молчавшего долгие десятки лет. Наверху, в звез дной тьме неба, звук времени расширялся и вли вался в мрак, перемешивался с холодным светом звезд» (Осетров, 1990. С. 451). Учитель, спустившись с моста и зашагав по берегу, вскоре увидел свет костра и подошел к си дящим людям, один из которых оказался его быв шим учеником: «— А, учитель, история, милости просим... — начал один из них, державший в руках поблескивающие часы, и в это время колокола со бора звонко пробили четверть. Теперь их перестук показался Суморину радостным. В отличие от гула главного колокола, веселый перезвон быстро рассыпался во тьме. — Слыхали? Тють-в-тють, минутка в м и нутку! <...> Видали, какое мы дело сделали — заиграла колокольня, ожила! Почти век, злодей ка, молчала, а мы пришли — и вот, пожалте!» (Осетров, 1990. С. 453). Как далее выясняется, починили ее пять скромных шабашников. Уходя от них, Суморин понял, что прожил самый великий и нужный день в своей жизни, а « упругий звук» колокола «уве ренно расширяясь, протискивался сквозь тьму к спящему городу», гулко и низко отбивая два часа ночи (Осетров, 1990. С. 457). Часы на фасаде здания Центрального театра кукол им. С. В. Образцова. Москва Новогодняя окрытка, 1988 г. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz