Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Для часов на Спасской башне Кремля в начале XVII века было отлито 13 колоколов. Вот как опи­ сал Кремлевские куранты в Москве сирийский путешественник, сын антихийского патриарха Макария, прибывавший в Москве в 1655-1656 го­ дах архидьякон Павел Алеппский: «Над воротами возвышается громадная башня, высоко возведенная па прочных основаниях, где находятся чудесные городские железные часы, знаменитые во всем све­ те ». Азнамениты они были по словам Павла Алеп­ пского «по громкому звуку своего большого колоко­ ла ». В настоящее время на Кремлевских курантах уже 35 медных колоколов. Вес самого крупного из них 500 килограммов (Захаров, 1980. С. 6-7). Вспомним любимый всеми школьниками стра­ ны фильм «Приключения Электроника», в кото­ ром прозвучала песня (слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова) «Бьют часы на старой башне»: Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний, И звонят колокола. Провожая день вчерашний, Бьют часы, на старой башне: Будет, будет даль светла! Колокольня Юрьева монастыря в Новгороде Архитектор К. Росси (1 8 4 1 ). Фото 1913 г. Подобные часы-колокола были придуманы в Бельгии и Голландии. Из-за частых туманов и большой облачности людям было трудно разгля­ деть время на циферблате часов, и тогда к ним до­ бавили звон колоколов. Сначала маленькие коло­ кола наигрывали какую-нибудь мелодию, а затем главный колокол на башне отбивал удары. Так и появились куранты, которые стали распростра­ няться по всем странам. Пишет о курантах в своем стихотворении «Голос часов» В. Брюсов: С высокой башни колокольной, Призывный заменяя звон, Часы поют над жизнью дольной, Следя движение времен. Но днем в бреду многоголосном Не слышен звонкий их напев, Над гулким грохотом колесным, Над криком рынка, смехом дев. Когда жустанет день и ляжет Ночная тень во всех углах, И шуму замолчать прикажет, И переменит жизнь в огнях. Мы все, покорствуя невольно, В пространном царстве вещих снов, С высокой башни колокольной Внимаем голосу часов. Густеют и редеют тени. А торжествующая медь Зовет и нас в чреде мгновений Мелькнуть, побыть и умереть. С XVI века башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами стали появ­ ляться в большом количестве. На Севере в Соло­ вецком монастыре в 1539 году подобные были ус­ тановлены Семеном Часовиком. В 1670-м на баш­ не Спасокаменного монастыря известны «колоко- ленные» часы, а в Великом Устюге на колокольне Архангельского монастыря —«часы железные бо­ евые». Известны подобные часы в Вологде, в Сум- посаде. Специальную музыку для новосибирских курантов в 1960 году написал Д. Шостакович. Большой известностью пользуются также Суз­ дальские куранты. О новгородских часах упоминается в романе Дмитрия Балашова «Марфа-посадница»: «Часы на Евфимьевском часозвоне мелодично и громко нача­ ли бить, указуя скончание дню. Зачалось перезво­ ном маленьких колоколов, в которые влился, отде­ ляясь, тяжелый удар и поплыл над Волховом; за 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz