Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ского богослужения в качестве аналогов ветхоза­ ветных или ангельских труб, и приводит слова пат­ риарха Софрония Иерусалимского (род. 638 г.): «Било знаменует ангельские трубы, в которые вострубят ангелы в последний день и звуком их воз­ будят все народы» (Ковалив, 2003. С. 12). Н. И. Оловянишников сообщает, что во време­ на гонения христиан о колоколах не могло быть и речи, призывы к богослужению производились через особых лиц или посредством удара особой колотушкой в била, билцо —металлическую или деревянную доску, около сажени длиной. Била раз­ личались: одни —великие (их подвешивали на спе­ циальных столбах или башне), другие —малые (эти носили в руках). В истории известны и трапезные била, в которые тремя сильными ударами в монас­ тырях призывали братию к совершению трапезы. Известно также, что в раннехристианских монас­ тырях, расположенных в Египте, в палестинских, гре­ ческих, сирийских было в обычае созывать монахов на богослужение ударами колотушкой в клепало. И. Е. Моргунова пишет о том, что ветхозавет­ ная иерусалимская церковь для местного опове­ щения использовала также не колокола, а дере­ вянные, каменные и металлические била. Не уди­ вительно, что некоторые исследователи в шутку ассоциируют слово «колокол» с необходимостью бить: «кол-о-кол» (Моргунова, 2003. С. 19-25). В «Истории православного русского монаше­ ства» П. Казанский, по сообщению А. С. Ярешко, также подробно описал практику использования бил: «Когда приближается время утрени, встает будильник и идет прежде к келье Игумена... Когда Игумен скажет изнутри „Бог спасет тя“, будиль­ ник становится перед его кельей и... повелевает кле­ пать в било. Когда клепают, он обходит братские кельи и будит всех, громко говоря „Благословите свя­ той“. Когда обойдет все кельи, пономарь ударяет в другое било. В это время все монахи собираются к церкви. При ударении, наконец, в малое било входят и становятся на паперти с Игуменом...». И далее П. Казанский приводит пример, как «клепание» в било происходило в процессе служ­ бы: «В будние дни для сбора к девятому часу ударя­ ли в малое било, перед началом вечерни — в большое, затем в медное или железное и уже после этого на­ чиналась вечерня. Зов к полунощнице... били медлен­ но до 50 раз. В это время братия пели полунощницу, Часы на Спасской башне. 1625 г. по окончании ее ударяли вжелезное или медное било, и начиналась утреня. На всенощной ударяли три раза:перед началом — для сбора братии, перед шес- топсалмием — для второго сбора... Перед евангели­ ем... в мирских церквах употреблялось только одно большое било» (Ярешко, 1992. С. 12). Существует предание и о деревянном биле из города Пронска, принадлежавшему женскому мо­ настырю и заменявшему в старину «вечевой коло­ кол». Старожилы рассказывали, что неизвестно по какому поводу, но это било неоднократно перено­ силось из Пронска в село Ельшину, верст за пять, но каждый раз возвращалось вновь на старое место в Пронск. Оловянишников добавляет, что било это положено было «кладью» в храм с условием вечно принадлежать одной и той же церкви, и, по народ­ ному поверью, никакой силой невозможно его удер­ жать на другом месте, нежели на том, которому оно завещано. (Оловянишников, 2003. С. 32-33 ). Наравне с церковными существовали била и гражданские. Это могла быть чугунная доска, разде­ ленная надвое: с одной стороны изображались мир­ ные орудия труда и надпись: «Время трудиться», с другой —военные атрибуты и надпись «Время сра­ миться» (то есть спорить, выяснять отношения). Так с первыми ударами било народ собирался, чтобы со­ обща решать проблемы войны и мира, горя и радос­ ти, распри и труда (А колоколу висеть... 2006. С. в). 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz