Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
ЧАСЫ, КОЛОКОЛА И ПУШКИ банную дробь; клепалом служила железная поло са в виде коромысла, издающая приятный, хотя и недалеко разносящийся звук. Греки свои била де лали из особого дерева —явора, на Руси за неиме нием этой звучной древесины использовались била медные или железные. Особенно распространены они были в Ростове, за что ростовцам в старину со смешком выговаривали: «Звоните вы в свои била и клепала». В одном из писем Святогорца к друзьям автор монументального труда «История колоколов и колокололитейное искусство», представитель из вестного в дореволюционной России купеческого рода Оловянишниковых, основавших одно из ве дущих колокололитейных производств, Николай Иванович Оловянишников довольно любопытно описывает процесс афонского звона: «Часа за два до заката солнышка начался бой в деревянную дос ку к наступающему всенощному бдению; довольно долгоразносились по отдаленным частям внутрен него расположения лавры слабые звуки призывной токи и замирали за обителью, на первых соседних холмах. Деревянный бой через полчаса сменился металлическим: несколько времени ударяли в чугун ную доску и, наконец, отозвалась на пустынных высотах шумная игра нескольких колоколов» (Оло вянишников, 2003. С. 30). В прозе о применениях била говорится и в ро мане И. И. Мельникова-Печерского «В лесах», ког да описывается житье старообрядцев: «Колокола в скитах запрещены. Вместо колокольного звона там сзывали к богослужению „билами“и „клепалами“, употреблявшимися в старину повсеместно. По большей части у каждой часовни бывало по одному билу, больше трех никогда. „Малое древо"делает ся из сухого ясеневого дерева, аршина в полтора длины, вершка в два ширины и в два пальца толщи ны; по краям его по два или по три отверстия. Ма лое древо висит на веревках, иногда скрученных из толстых струн. „Великое древо“отличается от малого только размером, оно в два с половиной ар шина или в сажень длины, в пол-аршина ширины и вершка в полтора толщины. В малое било колотят одним деревянным (иногда железным) молотом, в большое — двумя. „Железное клепало“— чугунная доска, такая же, что употребляется ночными ка раульщиками. По нем бьют железным молотком или большим гвоздем (троетесным). Сначала в било Клепание в монастыре ударяют медленно, потом скорей и громче, с повы шением и понижением звуков и разными перелива ми, что зависит от более или менее сильного удара молотом. „Деревянный звон“, как называли его в скитах, гармоничен, особенно издали и если произ водит его опытная рука... В скитах дорожили ис кусными „звонарихами”, умевшими владеть таки ми незатейливыми инструментами» (Мельни- ков-Печерский, 1986. Книга 1. С. 519). Било и колокол Было: «Било» всполох било! Речь На сечь народ звала. Время «Било» победило — Отлило колокола. В сини дали звоны плыли — Красный звон и благовест, Солнце красное всходило, Озаряя все окрест. Русь росла и вечевала, Строилась и воевала, Обретала новый лик И, бывало, вырывала У колоколов язык... А. В. Рева. «Било и колокол» Валентин Васильевич Ковалив, автор книги «Раздайся, благовестный звон», указывает, что пер воначально била входили в практику христиан 5 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz