Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ. МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ «В БИЛО, В ЧУГУННУЮДОСКУ, КОЛОТИТ МУЖИК ДЕРЕВЯШКОЙ...» В било, в чугунную доску, колотит мужик деревяшкой. Знак он народу дает, чтоб собирался на сход. П. А. Родимов о широкого распространения колоко­ лов в России повсеместно использова­ лись била и клепала — простейшие ударные музыкальные инструменты. И когда на Руси с X века стали устанав­ ливаться колокола, они еще долгое вре­ мя не могли вытеснить из употребле­ ния била. Одно из первых летописных воспоминаний об использовании била встречается в описании кончины пре­ подобного Феодосия, первого игумена Киево-Печерской обители (1074), с его именем связана и первая богослужеб­ ная реформа и устроение русских мо­ настырей. О преподобном Феодосии Печерском и ударах в било рассказы­ вает нам и другой сюжет, связанный с обретением мощей преподобного в 1091 году. В Киево-Печерском патери- Вече. Художник А. Васнецов ке рассказывается, как игумен, два монаха и сам летописец отправились к пещере, где был захоро­ нен Феодосий, и в тот момент, когда мощи были обретены, в обители «удариша в било». Как видим, било в монастырях использовалось не только для обозначения начала службы, но звуки его возвеща­ ли братии и о других важнейших событиях: кон­ чина преподобных, обретение мощей, выбор гла­ вы обители. (Иванова, 2008. С. 138-139). О погроме в Москве ханом Тохтамышем в 1382 году в летописи сообщается, что «не бе звоне- ния во колоколы ни в била», что явно указывает на то, что в это время еще во многих церквах колокола заменяли била. В XIII веке новгородский епископ Антоний, посетив Царьград (Константинополь), на­ писал о Софийском соборе следующее: « Колокола не держат во Святой Софии, но билъцо мало в руце держа, клепают на заутрени... Било же держат по ангелову внушению, а в колоколы латыне звонят » (А колоколу висеть... 2006. С. 5). Балашов в романе «Бремя власти» пишет: «Звонко и мелодично ударили в кованое било в город­ ке, и тотчас стонущими ударами стали отозвалось било ближней церкви» (Балашов, 1998. С. 133)- И далее: «Уже звонили колокола московских звон­ ниц, и тяжко отвечало им грузное било на город­ ской стене» (Балашов, 1998. С. 172). Конструкция, на которой крепилось било, на­ зывалась билъница: «Никоновская летопись млад­ шего извода», в которой говорилось, что преподоб­ ный Матфей «седее, почивая под бильницею » (Ива­ нова, 2008. С. 139). Интересно, что в переписных книгах Новгород­ ской области находились указания о том, что еще в половине XVI столетия во многих монастырях употреблялись била и клепала. Било изготовлялось из тонкой хорошо просу­ шенной доски, звук которой был похож на бара- 5 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz