Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Хрис-тос воскре-се из ме-ртвых... ... Звон в рассвете, неумолкаемый. В солнце и звоне утро. Пасха, красная. <...> Трезвоны, перезвоны, красный-согласный звон: Пасха красная. Обедают на воле, под штабелями леса. На свежих досках обедают, под трезвон. Розовые, красные, синие, желтые, зеленые скорлупки — всюду, и в луже светятся. Пасха красная! Кра­ сен и день, и звон... Солнце, трезвон и гомон ...и звон-трезвон. С неба падает звон, от стекол, от крыш и сенова­ лов, от голубей, с скворешни, с распустившихся к празднику берез, льется от этих лиц, веселых и довольных, от режущих глаз рубах и поясов, от новых сапог начищенных, от мелькающих по р у ­ кам яиц, от встряхивающихся волос враскачку, от цепочки Василь-Василича, от звонкого вскри­ ка Горкина. Он всех обходит по череду и чинно. Скажет-вскрикнет: „Христос воскресе!“ — радо­ стно-звонко вскрикнет — и чинно, и трижды чмокнет. <...> Я смотрю через золотистое хрусталь­ ное яичко. Горкин мне подарил, в заутреню. Все золотое, все: и люди золотые, и серые сараи зо­ лотые, и сад, и крыши, и видная хорошо сквореш- ня, — что принесет на счастье? — и небо золо­ тое, и вся земля. И звон немолчный кажется зо­ лотым мне тоже, как все вокруг». Мир детства, мир малой родины, мир звона в представлении мальчика в Пасху —золотой, солнечный, яркий. В Рождество: «...звон услы­ шишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий, — прямо серебро. Такого не услышишь, нет. В Кремле ударят, — древний звон, степен­ ный, с глухотцой. А то —тугое серебро, как бар­ хат звонный. И все запело, тысяча церквей игра­ ет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезво­ ну нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пе­ нье, без конца-начала... — гул и гул. Ко всенощной. Валенки наденешь, тулупчик из барана, шапку, башлычок, —мороз и не щиплет. Выйдешь — певучий звон. И звезды. ...Звездный звон, певучий, —плывет, не молкнет; сонный, звон- чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних, —Рож­ дество». Меняются времена года, праздники и меня­ ется восприятие звона. Теперь он «кроет сереб- Российскив колокола. Фото С. Бехтеева ром». И вновь дело идет к лету —Масленица. Масленица у Шмелева ассоциируется «...с весе­ лыми конями в розанах, в колокольцах и бубен­ цах, с игривыми переборами гармоньи». Вторая часть под названием «Радости» рису­ ет нам человеческую душу в восприятии ею ра­ дости и счастья. Проходит год и вновь все воз­ вращается на круги своя, все встречают Рожде­ ство, в котором: «...и гу-ул... все будто небо зве- нит-гудит, — колокола поют. До того радостно поют, будто вся тварь играет: и дым над нами, со всех домов, и звезды в дыму, играют, сияние от них веселое ». И все оживает: и дым, и звезды, и звон. Вос­ приятием ребенка неодушевленные предметы одушевляются, начинают гудеть, петь, играть... И это языческое начало совсем не мешает геро­ ям «Лета Господнего» обращаться в молитвах к Богу, потому как Русь, хоть и приняла христи­ анский праздничный устав византийской церк­ ви, но видоизменила его и дополнила праздни­ ками языческими. Поэтому и мир произведения Шмелева наполняется запахами, цветами, звука­ ми: «Пасха!.. — будет еще шесть дней, и сейчас будем разговляться, как и вчера, будет кулич и 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz