Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ К.£Ш, фишь мм 4* й Ц И М ^ М /М « |« И т** |шы ж+пн'мт *•<»*•* КАМЧАМ» К И у * * яммы »KA*tl^» A ajrt Буква К - како Из рукописного «Букваря» Кариона Истомина 1693 г. Константин Бальмонт пишет о Благовещенье в Москве: «...От старинного Кремля/ звон плы­ вет волною»1. Упоминает о колокольном звоне на Благовещенье и поэт Андрей Вознесенский: «Бьет Переделкино колоколами/ На Благовеще­ нье и Божью мать!»2 Своеобразный звон на Бла­ говещенье описан в рассказе Бориса Шергина «Новая Земля»: «И Благовещенье, и Пасху сла­ вить к морю выходили. В медные котлы звонили. Проталинки ребячьими глазками в небо загляде- ли. Мох закудрявился. На Радоницу в тысячу звонков-колокольчиков Новая Земля зазвенела...» (Шергин Б. 1989. С. 82). Поэт из Иркутска Владимир Скиф посвятил свое стихотворение еще одному православному празднику с названием «Вербное воскресенье»: «Воскресенье верб но е ,/ Звонкий благовест ./ Оживет над церковью/ Золоченый крест». Андрей Шацков в поэме «На поле Кулико­ вом» в главе «Задонщина» поминает «...печаль колоколов/ Димитровской родительской суббо­ ты». В народе говорят: икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, колокол — молитва в звуке. Осталось только научиться мо­ литься, не заученно проговаривать молитвы, а каждое слово священных писаний произносить сердцем. 1Бальмонт К. Д. «Благовещенье и свет...» 2Вознесенский А. «Дама-треф». Опера-детектив. Картина 2. Праздники «Лета Господнего» Говоря о праздничных колоколах, нельзя ос­ тавить без внимания повесть Ивана Шмелева «Лето Господне», в которой автор через призму своего детского восприятия простым, доступным языком показывает нам мир дореволюционной Москвы. В памяти автора это время незабывае­ мо сказочное и счастливое, а для нас почти ми­ фически нереальное, потому как во времени том тесно сплелись, как язычество, так и христиан­ ство. Начало года и конец его — космическое движение мира, смена времен и праздников. Все вращается по кругу от года к году, от праздника к празднику, начинается Великим постом, а за­ канчивается скорбями после Петрова дня. И на протяжении всего этого времени мы вместе с ма­ леньким героем Ваней слышим колокольный звон, который также меняется, как и все осталь­ ное с первой главы до последней: « Горкин мне рассказал, что теперь — „такое, как душа рас­ стается с телом". Они стерегут, чтобы ухва­ тить душу, а душа трепещет и плачет — „увы мне, окаянная я !“. Так и в ифимонах теперь чи­ тается. — Потому они чуют, что им конец подходит Христос воскреснет! Потому и пост даден, что­ бы к церкви держаться больше. Светлого Дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: по­ мни... по-мни!.. — поокивает он так славно. В доме открыты форточки, и слышен плачу­ щий и зовущий благовест — по -мни... по-мни... Это жалостный колокол, по грешной душе пла­ чет. Называется — постный благовест». Так автор начинает разговор с читателем в первой части прои зведения под названием «Праздники», с «постного благовеста», где по­ казывает формирование души маленького чело­ века, а заканчивает словами: «Слышен унылый благовест — бо-ом... бо-о-омм... будто это Чис­ тый Понедельник, будто к вечерням это: „По­ мни... по-мни...“ ». Точно не только себе выгова­ ривает герой звоном колоколов «По-мни...», но и нам всем, чтобы не забывали своей истории, своих корней, своих праздников. И вот он пер­ вый - большой! - Пасха: «И все накрыло вели­ ким гулом, чудесным звоном из серебра и меди. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz