Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ дественская мгла, / Во мгле гудят колокола... / И с ними в лад / Слова звучат: / „Мир на земле и счастье всем!“», Раду из Мадагаскара в стихот ворении «Деревенский Новый год»: «Я помню деревенский Новый год:/Над церковью гудят ко локола, / Ликуя в небе низкими басами». ...Колокольный звон разлился И благую весть принёс: «В этот день на свет явился Во спасенье нам Христос!» С перезвоном понемногу Праздник входит в каждый дом: «Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! С Рождеством /» Татьяна Фабридиева. «Колокола» У московского поэта Александра Боброва в стихотворении «Монастырское рождество»: «...колокол уже звонил к молитвам,/ И блики от разил иконостас —/О т праздничных свечей,/от светлых взглядов ,/ Рождественских псалмов, бросавших в жар», а у Владимира Соловьева, русского поэта, в «Ночь на Рождество» на при ход на землю Бога: «В незримой глубине созна нья мирового/ Источник истины живет не заг луш ен ,/ И над руинами позора векового/ Глагол ее звучит, как похоронный звон». Отметим, что и у колядников на Рождество есть свой звон —колокольчики, которыми они звенят во время шествия. Колокольчик считает ся одним из непременных атрибутов рождествен ских праздников. На святках на всех колоколь нях мира раздается колокольный звон, привет ствующий рождение Христа. По православной традиции Рождество Хри стово, как и Благовещение Пресвятой Богороди цы, и ее Рождество —это только предшествую щие этапы самого главного в православии праз дника —Христовой Пасхи, может поэтому и в стихах рождественские колокольные звоны у поэтов менее радостные и более сдержанные, чем в посвященных Пасхе. Что же касается Запада, то и здесь поэтами и писателями упоминаются рождественские ко локола, как, например, у английского писателя и поэта Р. Киплинга в стихотворении «Рожде ственская служба в Селси»: «Звал прихожан на службу/ Колокол сквозь п ур гу ,/ Но не спешили саксонцы/ В церковь на берегу» или у француза Теофиля Готье в стихотворении «Рождество»: «Над черным небом снег белее,/ Созвучнее коло к о л а / Пречистая, благоговея,/ К себе младенца привлекла». О рождественском колокольном звоне упо минается и в песне «Рождество» на слова Г. Ка питонова, музыку написал Б. Коценко: «Земля в рождественских свечах,/ И в ярких звездах не босклон,/И в честь рождения Христа —/В е ч е р ний колокольный звон!». «Улицы около восьми часов еще совсем пусты, слышится только звон тысячи колоколов в сухом и холодном воздухе» (Жизнь европейских народов. 1889. Т. 2. С. 88) — так отмечает Рождество под колокольный звон Лондон, а вот в Шотландии в пресвитерианской церкви колокола не исполь зуются совсем. Звонили колокола и на Крещение, или Бого явление, или Великое Водосвятие. О ткуда столько названий у одного праздника? Креще ние Господне рассказывает нам о событии из жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда он погружался в иорданские воды, тело его очища лось от смертоносных качеств, и миру предста ло Богоявление. Водосвятием же называют этот праздник потому, что в крещенскую ночь свя щенники в церквях освящают воду. На реках во льду устраиваются иорданы (проруби) и самые смелые, несмотря на мороз, окунаются в них, снимая свои грехи. О крещенских звонах в ли тературе есть свои подтверждения. Например, у поэтессы Ангелины Шениной в стихотворении «Крещение»: «...Священность этой тишины / нарушить свято лишь молитвой ,/ Церковных песнопений сны / Со звоном колокольным слиты» и у русского писателя Сергея Васильевича Мак симова «Из очерков народного быта»: «В день Крещения, лишь только ударит колокол к заут рене, в деревнях начинается движение: благочес тивые люди спешат зажечь вязанки соломы пе ред избами (для того, чтобы Иисус Христос, кре стившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благослове ния у священника, хлопочут на реке, устраивая „ердань“» (Максимов, 1986. С. 271). Дрожит морозная округа От звона всех колоколов, И мы спешим, тесня друг друга, На их призывный медный зов. Виктор Афанасьев. «Водосвятие» 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz