Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ дественская мгла, / Во мгле гудят колокола... / И с ними в лад / Слова звучат: / „Мир на земле и счастье всем!“», Раду из Мадагаскара в стихот­ ворении «Деревенский Новый год»: «Я помню деревенский Новый год:/Над церковью гудят ко­ локола, / Ликуя в небе низкими басами». ...Колокольный звон разлился И благую весть принёс: «В этот день на свет явился Во спасенье нам Христос!» С перезвоном понемногу Праздник входит в каждый дом: «Слава Богу! Слава Богу! Слава Богу! С Рождеством /» Татьяна Фабридиева. «Колокола» У московского поэта Александра Боброва в стихотворении «Монастырское рождество»: «...колокол уже звонил к молитвам,/ И блики от­ разил иконостас —/О т праздничных свечей,/от светлых взглядов ,/ Рождественских псалмов, бросавших в жар», а у Владимира Соловьева, русского поэта, в «Ночь на Рождество» на при­ ход на землю Бога: «В незримой глубине созна­ нья мирового/ Источник истины живет не заг­ луш ен ,/ И над руинами позора векового/ Глагол ее звучит, как похоронный звон». Отметим, что и у колядников на Рождество есть свой звон —колокольчики, которыми они звенят во время шествия. Колокольчик считает­ ся одним из непременных атрибутов рождествен­ ских праздников. На святках на всех колоколь­ нях мира раздается колокольный звон, привет­ ствующий рождение Христа. По православной традиции Рождество Хри­ стово, как и Благовещение Пресвятой Богороди­ цы, и ее Рождество —это только предшествую­ щие этапы самого главного в православии праз­ дника —Христовой Пасхи, может поэтому и в стихах рождественские колокольные звоны у поэтов менее радостные и более сдержанные, чем в посвященных Пасхе. Что же касается Запада, то и здесь поэтами и писателями упоминаются рождественские ко­ локола, как, например, у английского писателя и поэта Р. Киплинга в стихотворении «Рожде­ ственская служба в Селси»: «Звал прихожан на службу/ Колокол сквозь п ур гу ,/ Но не спешили саксонцы/ В церковь на берегу» или у француза Теофиля Готье в стихотворении «Рождество»: «Над черным небом снег белее,/ Созвучнее коло­ к о л а / Пречистая, благоговея,/ К себе младенца привлекла». О рождественском колокольном звоне упо­ минается и в песне «Рождество» на слова Г. Ка­ питонова, музыку написал Б. Коценко: «Земля в рождественских свечах,/ И в ярких звездах не­ босклон,/И в честь рождения Христа —/В е ч е р ­ ний колокольный звон!». «Улицы около восьми часов еще совсем пусты, слышится только звон тысячи колоколов в сухом и холодном воздухе» (Жизнь европейских народов. 1889. Т. 2. С. 88) — так отмечает Рождество под колокольный звон Лондон, а вот в Шотландии в пресвитерианской церкви колокола не исполь­ зуются совсем. Звонили колокола и на Крещение, или Бого­ явление, или Великое Водосвятие. О ткуда столько названий у одного праздника? Креще­ ние Господне рассказывает нам о событии из жизни Господа нашего Иисуса Христа, когда он погружался в иорданские воды, тело его очища­ лось от смертоносных качеств, и миру предста­ ло Богоявление. Водосвятием же называют этот праздник потому, что в крещенскую ночь свя­ щенники в церквях освящают воду. На реках во льду устраиваются иорданы (проруби) и самые смелые, несмотря на мороз, окунаются в них, снимая свои грехи. О крещенских звонах в ли ­ тературе есть свои подтверждения. Например, у поэтессы Ангелины Шениной в стихотворении «Крещение»: «...Священность этой тишины / нарушить свято лишь молитвой ,/ Церковных песнопений сны / Со звоном колокольным слиты» и у русского писателя Сергея Васильевича Мак­ симова «Из очерков народного быта»: «В день Крещения, лишь только ударит колокол к заут­ рене, в деревнях начинается движение: благочес­ тивые люди спешат зажечь вязанки соломы пе­ ред избами (для того, чтобы Иисус Христос, кре­ стившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благослове­ ния у священника, хлопочут на реке, устраивая „ердань“» (Максимов, 1986. С. 271). Дрожит морозная округа От звона всех колоколов, И мы спешим, тесня друг друга, На их призывный медный зов. Виктор Афанасьев. «Водосвятие» 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz