Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ По ком звонит колокол. Художник Валерий Крылатое проведать, хмельного выпить, но и желание есть поглядеть, как колокол на собор поднимут. И вот его родимого оплели ка­ натами, укрепили блоки, лебед­ ки, вороты, и десятник сверху команду подал. Н атянулись струнами канаты, и колокол, будто живой, шевельнулся и поплыл вверх. Шел плавно, мед­ ленно, и вдруг на глазах у всей Колы на середине пути спотк­ нулся и стал. Точно во что-то уперся. Тихой тревогой загуде­ ла медь. Тревога взяла за душу стоявших внизу колян, наблю­ давших беспомощное покачи­ вание колокола. «Предчувствие беды охватило всех: вдруг да знамение не к добру. „Коли стал колокол посередь пути, может, господь противится подноше­ нию. Быть х уд у !“ — каждый в душе подумал» (Поляков, 1983. С. 430-431). Об ожидании беды при падении колокола пи­ шет и А. К. Шеллер-Михалков в историческом романе «Дворец и монастырь», описывая дело в Островке, когда к царю пришли люди и сообщи­ ли о том, что в Москве, как начали звонить к ве­ черне, упал колокол. Царь, бросив пытать пско­ вичей, тут же в столицу поскакал, он знал, что не к добру упал колокол и уже ждал беды. Другой пример, по словам П. И. Бартенева, описанный в воспоминаниях вполне достоверно­ го лица А. М. Фадеева (Фадеев, 1891. С. 229-232). Случилось это в начале января 1848 года, на ис­ ходе зимы, в городе Тифлисе, церкви которого были не только чрезвычайно бедны колоколами, но и нельзя в этих краях было найти сколько- нибудь порядочного колокола. Слабые дребез­ жащие звуки их походили на звон плохих почто­ вых колокольчиков не более. Русскому челове­ ку, привыкшему услаждать свой слух звучным, торжественным, могучим, часто оглушительным трезвоном родных массивных колоколов, отсут­ ствие колокольного звона или замена его каким- то нестройным брянчанием, раздражающим уши, кажется чем-то неприятным, чуждым, даже тя­ гостным, особенно на первых порах и в празд­ ничные дни. Потому князь Михаил Семенович Воронцов, заметив этот недостаток, решил ис­ править положение. В 1847 году, по его приказанию, в Тифлис из Орловской губернии был выписан литейных и колокольных дел мастер, которому князь и за­ казал отлить колокол в восемьсот пудов веса для Сионского кафедрального собора. Колокол от­ лили, но, когда его решили доставлять к месту, мастер предупредил князя, чтоб тот приказал узнать, нет ли между солдатами, которые будут перевозить колокол, евреев, а если такие имеют­ ся, повелеть, чтобы те к этому делу не притраги­ вались. Воронцов спросил, почему? И мастер объяс­ нил, что в жизни он отлил много колоколов и на­ смотрелся всякого. Если при перевозке колоко­ ла замешается еврей, никогда не обойдется без несчастия. Но князь не внял просьбе мастера и при перевозе колокола стал свидетелем крова­ вой драмы. Солдаты бодро принялись за работу, натяну­ ли веревки и, крепко поднатужившись, разом дернули салазки с места, но не протащили и пяти 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz