Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА. КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ По ком звонит колокол. Художник Валерий Крылатое проведать, хмельного выпить, но и желание есть поглядеть, как колокол на собор поднимут. И вот его родимого оплели ка натами, укрепили блоки, лебед ки, вороты, и десятник сверху команду подал. Н атянулись струнами канаты, и колокол, будто живой, шевельнулся и поплыл вверх. Шел плавно, мед ленно, и вдруг на глазах у всей Колы на середине пути спотк нулся и стал. Точно во что-то уперся. Тихой тревогой загуде ла медь. Тревога взяла за душу стоявших внизу колян, наблю давших беспомощное покачи вание колокола. «Предчувствие беды охватило всех: вдруг да знамение не к добру. „Коли стал колокол посередь пути, может, господь противится подноше нию. Быть х уд у !“ — каждый в душе подумал» (Поляков, 1983. С. 430-431). Об ожидании беды при падении колокола пи шет и А. К. Шеллер-Михалков в историческом романе «Дворец и монастырь», описывая дело в Островке, когда к царю пришли люди и сообщи ли о том, что в Москве, как начали звонить к ве черне, упал колокол. Царь, бросив пытать пско вичей, тут же в столицу поскакал, он знал, что не к добру упал колокол и уже ждал беды. Другой пример, по словам П. И. Бартенева, описанный в воспоминаниях вполне достоверно го лица А. М. Фадеева (Фадеев, 1891. С. 229-232). Случилось это в начале января 1848 года, на ис ходе зимы, в городе Тифлисе, церкви которого были не только чрезвычайно бедны колоколами, но и нельзя в этих краях было найти сколько- нибудь порядочного колокола. Слабые дребез жащие звуки их походили на звон плохих почто вых колокольчиков не более. Русскому челове ку, привыкшему услаждать свой слух звучным, торжественным, могучим, часто оглушительным трезвоном родных массивных колоколов, отсут ствие колокольного звона или замена его каким- то нестройным брянчанием, раздражающим уши, кажется чем-то неприятным, чуждым, даже тя гостным, особенно на первых порах и в празд ничные дни. Потому князь Михаил Семенович Воронцов, заметив этот недостаток, решил ис править положение. В 1847 году, по его приказанию, в Тифлис из Орловской губернии был выписан литейных и колокольных дел мастер, которому князь и за казал отлить колокол в восемьсот пудов веса для Сионского кафедрального собора. Колокол от лили, но, когда его решили доставлять к месту, мастер предупредил князя, чтоб тот приказал узнать, нет ли между солдатами, которые будут перевозить колокол, евреев, а если такие имеют ся, повелеть, чтобы те к этому делу не притраги вались. Воронцов спросил, почему? И мастер объяс нил, что в жизни он отлил много колоколов и на смотрелся всякого. Если при перевозке колоко ла замешается еврей, никогда не обойдется без несчастия. Но князь не внял просьбе мастера и при перевозе колокола стал свидетелем крова вой драмы. Солдаты бодро принялись за работу, натяну ли веревки и, крепко поднатужившись, разом дернули салазки с места, но не протащили и пяти 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz