Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ Подъем колокола на колокольню храма Спаса на водах в Мурманске. Фото Е. Коваленко „Конец света!..“». И как далее описывает Камин ский: «Шар, похожий на бычий пузырь, налитый водой, покачался перед глазами, переливаясь си невато-розовыми красками, вытянулся вверх и — прянул в темноту меж колоколами. Когда Александр опамятовался, небесный огонь был уже далеко за Княжьим концом. Остав ляя в сизом воздухе искристый след, словно рас сыпаясь, шар круто и стремительно снижался. Упал он в речку ниже Тьмацких ворот. Что- то там протяжно треснуло, раздирая уши, ко локольня дрогнула, в устье Тьмаки взбух черный столп жидкой грязи, бревен и нестерпимо яркого пламени. Затем поднялся клубами высокий не проглядный дым. — Не стало пристани ордынской, тверичи! — ликующе возвестил сходбищу Наум.— Бог сожег и пристань, и ладьи татарские...» (Дар Валдая, 1989. С. 33-46 ). И вот тут Тверь грянула крас ным звоном... И если в произведении Каминского молния прошла рядом с колоколом и не задела его, то в стихотворении поэта Сергея Макарова «Лира»: «... метнулась молния на храм / И — колокол со звонницы слетел:/ Кричал — зычал, как лёт под битый вран ,/ И — ткнулся в землю медногубым ртом...». Но известны случаи гибели в грозу и самих звонарей, как это описывает русский ученый-ес тествоиспытатель Михаил Ломоносов: « Пора жены были молнией люди, бывшие у колоколов... потому что медь колоколов точно так же, как железный прут Рихмана, восприняла электриче скую силу в высоте и умертвила близ стоявших людей. Поэтому надо, чтобы те, кто в грозу с молниями звонят в колокола, употребляли длин ные в лучше всего шелковые веревки » (Ломоносов, 1952. С. 146). Оказывается, бывает всякое... Однако вернемся к празднику Успения Бо городицы —только уже в романе «Великий стол» Дмитрия Балашова, где также благовестят коло кола, когда город полон людей, сошедших из пригородных сел на богомолье: «...в жаре, в вол нах солнечного света и пыли, в высоком звоне праздничных колоколов (звонари тут же забили набат) — началось » (Балашов, 1998. С. 453). В другом своем романе «Марфа-посадница» Балашов описывает звоны в праздник чудотвор ной иконы «Знамение Богородицы», когда идет крестный ход: «Впереди колыхались золотые ризы духовенства. Празднично звонили колоко ла, и ликующими криками провожали шествие радостные толпы народа, забившие все улицы от Знаменской церкви до Софии» (Балашов, 1986. С. 158). Колокола и колокольный звон на Руси счи тались несовместимыми с ложью, несправедли востью, греховностью. Потому плохой приметой считалось, если при отливке или поднятии ко локола на звонницу в числе присутствующих находились «снохачи», инородцы или детоубий цы. Они тут же изгонялись. Еще хуже было, если колокол при поднятии застревал в проеме или чего не доброго падал —жди беды. Об этом пре красно написано в романе «Кола» Бориса Поля-' кова. Весть, что в праздник Ивана Купалы на собор станут поднимать большой колокол, обле тела весь Мурман. Поморы спешили в Колу, по кинув свои промыслы, да и в работе роздых при чинный: дело божье, никто перечить не станет. Кому летом дома побывать не хочется, семью 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz