Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ мении: «...Ударил „Гуд“ над головой — наиболь ший колокол Твери. Содрогнув колокольню, густой гром неспешно раскатился далеко окрест. По слушно смолкли все церкви. Ветер тоже притих. В тишине серебряно пропел „Лебедъ“. Златог лавый Спас подал меньшой братии зачинный глас. Повременил, какрегент перед певчими, иразом, всем богатырским красным звоном, начал и повел канон крестного хода» (Дар Валдая, 1989. С. 33-46). В это время вокруг Спаса начинает двигать ся крестный ход, шествие которого направляет ся к Владимирским воротам. Молодой княжич Александр проворно полез «под колоколы»: «Его с отрочества влекли голоса колоколов. Томили душу чем-то, звали в героическую даль. Несли на крыльях размышлений. Ему мнилось, что колоко ла — это глас земли. Земля говорит небу о насущ ном. Каждый возглас колокола — это хор люд ских голосов, слитых воедино. Александр истово вслушивался в пение коло колов — и страдал от неумения, от бессилия по стичь смысл того человеческого гласа». Шли годы, а страсть к красным звонам так и не остав ляла его. Однако звонить сам он не брался ни когда, только любовался звонарем да колоколь ней музыкой заслушивался. И в этот день он, «выткнувшись из лаза», залюбовался «звонар ской гораздостью коротышки, творящего „диво звонное“. Распетлившись по рукам и ногам, по могая себе локтями, коленями, могучий карла упоенно качался на зыбке, то стремительно взле тая вровень с „Гудом“, то падая. И пока летел вверх, подкинутый упругой доской, дробным выз- воном малых колоколов узорил ту часть вели чального псалома, которую вели средние, самые многочисленные, колокола, а падая — повисал на канате одного из нужных в этот момент боль ших колоколов, бил в него, скользил вниз, всей тя жестью рушился на край зыбка — и взмывал вновь. Так и летал он безостановочно, дергаясь рыжей головой, длинным туловом, короткими ножками в лаптях с малиновой подковыркой и жемчугом по обводу. Взлетал и падал. А все две надцать колоколов — красный звон: „Туд“ да „Бурло“, „Лебедь"с „Моторой“и двойниками их ними, перечасные да зазвонные пели стройно, радостно, волнующе, рождали у людей чувство силы, сопричастности делам своей земли. Дерево послушаний. История Патерика о двух братьях — иноке Иоанне и Пимене Великом Умное диво — красный звон!..» (Дар Валдая, 1989. С. 33 -46 ). И оттого, что на площади собралось слишком много люду, у Александра в голове неосознанно мелькает мысль, что может быть беда, потому как каждый наровил «...протолкаться к иконе, при ложиться, вышепнуть Спасу заветную мольбу». И предчувствие чего-то необычного и страшно го стало подтверждаться прямо на его глазах, потому как перестали бить колокола и стало мер кнуть солнце. И если бы не властный окрик его бабки Ксении Юрьевны, началась паника: « — Под святым Спасом стоим, тверичи!.. Спас хранит Тверь с ее первого дыма. Тверь — град избранный. Мы —щит православия на Руси. И нет гнева божия на нас! Всевышний не отни мает у нас солнца. Тот черный круг — есть зна мение. Попы истолкуют его по книгам — и Дом Спаса поступит по слову господа. Помолимся же, тверичи!» (Дар Валдая, 1989. С. 33 -4 6 ). И когда казалось бы беда миновала, Алек сандр увидел летящий прямо на город огненный шар: «...огонь разом поднял на ноги утихомирен ных было людей. Раздались вопли, причитания: 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz