Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ рении «Ответ» писала: «...Ты знал, во мне еще жива/ Страстная, страшная н е д е л я /Я не слы­ хала звонов т ех ,/ Что плавали в лазури чист ой / Семь дней звучал то медный смех,/ То плач стру­ ился серебристый». А еще рассказывают, что в старые времена в последние три дня Страстной недели по небесам летели сотни ангелов и тянули за собой церков­ ные колокола. Они мчались в Рим за святейшим благословением колоколов. И те матросы, кому случалось в эти дни быть в плавании, клялись, что летевшие над морем ангелы порой опускались на палубы их кораб­ лей отдохнуть. Но еще тяжелее для них было возвращение из Рима, ведь в это время колоко­ ла были нагружены, как утверждала молва, «бу­ жениной» —чтоб разговеться. И до чего ж всем хотелось поскорее услышать звон возвращённых ангелами колоколов — звон, возвещающий ко­ нец поста. В Светлое воскресенье, когда утром начинали звонить колокола всех церквей, ребя­ тишки бежали на поиски мяса, куски которого подвешивались на гвоздях за дверьми пекарен. Ребятишки кричали: «Это нам ангелы бросили, ангелы, возвращавшиеся из Рима!». А вот Великую субботу вспоминает Влади­ мир Федоров в «Балладе о святителе Иннокен­ тии», который «Под колокольный поминальный звон» отошел. В поэзии Ивана Бунина есть стихотворение, посвященное Дню Святой Троицы, оно так и на­ зывается «Троица»: « Гудящий благовест к мо­ литве призывает,/ На солнечных лучах над ни­ вами звенит...». Вологодский писатель Роберт Балакшин в очерке «Троицы чистый дом» так­ же писал, что в этот день «...в воздухе торже­ ствуют колокола. Густой тягучий гуд с подзво- ном льется сверху на народ, течет потоками сре­ ди ветвей деревьев и, окатив всех своей радостью, уходит из лавры, стелется над городом, над ок­ рестными полями, над Вифанией и Гефсиманским скитом, над подсобным хозяйством лавры... Как много всего слышится в нем! И радость о встре­ че дорогого священноархимандрита обители, и восторг наступающего праздника, и хвала свято­ му угоднику» (Балакшин Р. 1988). «День Троицы Святой пришел» —стихотво­ рение Лидии Перцевой, и в нем упоминаются ко­ локола: «Березка маем в дом вошла,/ Вчера был помин на Р у с и / Благовествуй в колокола / Дар Духа Свята огласи». И поэт из Бологого В. Сы- Старинная пасхальная открытка чев в стихотворении «Звоны» тоже упоминает Троицу: Колокола на Троицу звонят, Как будто их вернули из неволи, Как будто по дружине, легшей в поле, Под белой Тверью шесть веков назад. Старушка мелко-мелко крестит лоб, Светящийся покоем под платочком. Колокола упрямо ставят точку В конце молчанья, загнанного в гроб. Весом язык нахлынувшей свободы, Россия намолчалась в эти годы — И не напиться ей величьем слов, А в них и плач, А в них и боль от зла, И счастье со свободой обрученных, И, кажется, вздохнули облегченно Те, по кому звонят колокола. Поэт Николай Тряпкин в одном из своих сти­ хотворений пишет о Серьгове дне: «Серьгов день, Серьгов день, Серьгов день/Это путь через пять деревень/... / Это вожжи, что рвутся из р у к ,/ Это звон колокольный вокруг...» 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz