Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ молчали, а люди прибывали и прибывали сюда. Уже не вспомнить, кто первым ударил в коло­ кол, только всем запомнился один откуда-то взявшийся светловолосый и голубоглазый инок в выношенной порыжевшей рясе. Он пришел издалека и напомнил всем убиенного Трофима. Толпа вздрогнула и пропустила его к звоннице. Инок, вступив на крыльцо звонницы, спросил: «Звонари требуются?». Все промолчали. «А инок уже вскинул руки к колоколам. И тут на звонницу хлынули толпой лучшие звонари Рос­ сии, как оказалось, съехавшиеся сюда! Звонили в очередь — неостановимо. И звонили в этот день все — дети, женщины и даже немощные Трофимовы бабушки, приковы­ лявшие с клюшками, чтобы только самим в коло­ кол ударить: „Раз убивают — будем звонить!". Сорок дней и ночей, не смолкая, гудели коло­ кола Оптиной, своим звоном они пытались раз­ будить народ» (Истина ликует тогда, когда за нее умирают, 2004. С. 4 -5 ). Эта история потрясла поэтессу Идею Векше- гонову, и уже в мае того же в 1993 года в газете «Литературная Россия» было напечатано ее сти­ хотворение «Колокола» памяти новоявленных мучеников —Ферапонта, Трофима и Василия. Как упали, сраженные подлой рукой, три послушника в час роковой. И на месте кровавом вырос алый цветок, И старушки собрали землицу в платок, До кровинки последней собрали с земли, к убиенным злодейски в могилку снесли. Ах, старушки святые! Вы — как матушка Русь. Вы оплакали всех нас. Я вам поклонюсь. Не рыдайте, родные! Скажу наперед: наша Русь никогда, никогда не умрет! С нами Божия Матерь, ее Покрова. Пусть у многих сейчас ни двора, ни кола. Но Россия моя, как кровинка, — Жива! Колокола... Колокола... Но все же, прежде чем наступает Пасха, ей сопутствует Великий пост, о котором в поэме «Лейтенант Шмидт» упоминает Борис Пастер­ нак: «И, долбя и колупая,/Льдины старого плас­ т а ,/ Спит и ломом бьет по сини ,/ Рты колоко­ лов ра зиня ,/ Размечтавшийся ву ны н ь и / Звон ве­ ликого поста». У него же есть и другое стихот­ ворение «На Страстной»: «Еще земля голым- гола ,/ И ей носами не в чем / Раскачивать коло­ кола / И вторить с воли певчим». Затем наступа­ ет Страстной четверг. Оставшиеся дома женщи­ ны при каждом из двенадцати ударов церковно­ го колокола бросали в печь по одному полену и затем топили ими печь на Пасху. Считалось, что ведьма, проживающая в той местности, непре­ менно должна прийти и попросить огня, чем и обнаружит себя. А вот в Страстную пятницу ко­ локола никогда не звонили, выражая тем самым пример «траура» по случаю кончины Христа. Все тот же Пастернак в цикле «Стихотворения Юрия Живаго» «На Страстной» вновь поминает коло­ кола: «Еще земля голым-гола/ И ей ночами не в чем / Раскачивать колокола/ И вторить с воли певчим ». В 1914 году Анна Ахматова в стихотво- Красная Пасха в Оптиной Пустыни 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz