Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ своем воспоминании под названием «Пасха мо его детства». А у Нины Карташовой в пасхальном стихо творении звучат такие строки: «Соборный коло кол последний бой пробил!/ Разоблачен народу мерзкий и д о л / Святую Русь Господь так возлю бил —/ И так же сатана возненавидел »'. И у Андрея Тарханова — свое восприятие христианской православной Пасхи, образа Спа сителя в стихотворении «Плач неба»: «...Коло кольные звоны печальны,/ И слова покаянно глу х и : / „Ты прости нас, Господь, за обманы,/ За житейские беды-грехи...“» Казалось бы, Тарханов язычник, почему же тогда в его поэзии столь большое место занима ют стихи о вере, православии, звучат колокола? А может, не дают покоя поэту события последне го десятилетия, когда в России люди стали боль ше думать о материальных благах, нежели о ду ховном, когда в открытую идет вражда между народами. И он не может смотреть на это безоб разие спокойно: ...Земля опутана туманом лжи. Растет вражда народов и племен. Спасти бездумных разве в силах он? А солнце огненное, став на горизонт, Раскрыло вдруг свой лучезарный зонт. И грянули кругом колокола. — Христос воскрес! — молва с небес пришла... Андрей Тарханов. «Пасха» И как бы не старались политики отвести на род от проведения христианских праздников в годы колокольного безмолвия и церковных го нений, они продолжали жить в душах русских (советских) людей, благодаря в том числе пас хальной поэзии: «Москва ждала, и час святой настал:/ И мощный звон промчался над землею,/ И воздух, весь, гудя, затрепетал»2 и пасхальной прозе. Обратимся к очерку Александра Полещу- ка «Пасха», в котором пишется, как поздно ве чером на Великую Субботу нарядно одетые люди заполнили площадь перед самым большим хра мом Родоса — собором Иоанна Евангелиста: «...под удары колокола из врат показалась про цессия высших священнослужителей, среди кото рых шествовал митрополит Апостолос, глава 1Карташова Н. «Соборный колокол последний бой пробил». 2Хомяков А. «Кремлевская заутреня на Пасху». церкви Двенадцати островов. Взойдя на возвы шение, он после молитвы провозгласил: — Христос воскресе! И сотни голосов согласно повторили за ним: —Христос воскресе! Снова грянул хор, зазвонили колокола, опове щая весь люд о наступлении самого главного и са мого красивого праздника православной церкви» (Полещук, 1995). В духовно-культурной экспедиции «Славян ский ход-2006», организованной мурманскими писателями и Мурманской и Мончегорской епархией, архиепископом Симоном, в Твери с благословения настоятельницы монастыря Свя той Екатерины игуменьи Иулиании мы от души звонили в колокола. Был последний воскресный день звонильной недели после Пасхи, но по все му следованию пути нам нигде не удавалось по звонить в колокола. И вот она радость от пер вых «Динь-дон, динь-звень, бом-м-м /» Это сест ра Варвара, звонарь монастыря, начала свой звон, показывая нам, как управлять колоколами, потому как звонить из нас никто не умел. И на чалось разгульное звонкоголосое колокольное буйство силы и характеров, ведь у каждого ко локола, как у человека, свой голос и свой нрав. А нас на колокольню поднялось человек двенад цать, и всем было дозволено позвонить от души. «Дон-динь-звень, бом-динь-дон, звень-звень-бом » звонили мы, не соблюдая ни ритма, ни рисунка звона, звонили в радостном порыве, что позво лено... Вместе с малыми, средними и большим колоколом звонили и гудели наши души, приняв необыкновенное омовение и очищение звуком небес перед встречей с Патриархом, но это осоз нание придет позже, ведь ничего не совершает ся просто так, а пока, стоя на колокольне монас тыря Святой Екатерины, мы радовались и улы бались друг другу точно дети... Динь-дон, динь- звень, бом-м-м... Пасхальный звон —радостный, светлый, кра сивый, переливчивый, благостный, но и... Оптина пустынь в 1993 году услышала пас хальный звон не просто красный, а красный от крови и... немой. В этот день были невинно уби ты три монаха Оптиной пустыни — Ферапонт, Трофим и Василий, о чем рассказано в статье «Истина ликует тогда, когда за нее умирают», напечатанной в газете «Воскресная школа». В то утро, после убийства, моросил дождь вперемеш ку со снегом, «...а люди молча стояли у немых колоколов». Колокола в эту Пасху в Оптиной 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz