Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Старинная пасхальная открытка колокол, всем, всем... Бом-м-м!“И уж дальше фан тазирует, что как ей хочется на Пасху в колокол раз ударить, чтоб все услыхали! До этого первого удара тихо на Волге... А ты стоишь на колокольне и смотришь кругом. Все ждут, а ты стоишь — и за язык колокола держишься... Ах, Федя! Пони маешь, как это хорошо! Люди внизу ждут, а ты — наверху, около звезд, держишься за колокольный язык. И вдруг — бом-м-м! Все вскочат, все обра дуются. Феденька, вот хорошо бы ударить! Да нет, где уж... —Надя! Я могу. Милая, я ударю!» И вот мальчишка едет с отцом в свою дерев ню и думает только об одном, как упросить зво наря их Родивона, дозволить ему вместе с ним ночью подняться на колокольню и сделать пер вый удар. После разговора с Надей у него в ушах все время был какой-то звон: «Звенел ве чер, звенело утро. Целый день звенело солныш ко, звенела река. Ему казалось, что первый раз в своей жизни он встречает весну, — так все хо рошо, радостно и звонко было у него на душе» (Кондурушкин, 2005. С. 5). И парнишка, преисполненный великого же лания своей подружки, добивается своего. И вот он уже стоит на верхней площадке колокольни, где на толстом кресте из бревен висит тяжелый призывный колокол. А вокруг по оконным про летам другие колокола, поменьше. И Федор смотрит на него с уважением и восхищением: «Так вот он какой, большой колокол, этот божий глас! А снизу, с улицы, он видится совсем малень ким. Одутлые, засиженные голубями бока, тяже лый язык с веревкой... Дотронулся Федя пальцем до толстого края — по всему колоколу пробежал шепотом тихий звон». Он берется за веревку и начинает раскачи вать язык. Трудно сначала: язык тяжелый, непо воротливый. Потом раскачался - не остановить, уж до краев долетает. И Федя взволнованно про износит: «Надя! Слышишь ли, милая Надя?» И тут: «Бом-м-м-м!» Федя выпустил веревку и упал на пол от нео жиданности. Такой большой, могучий и оглуши тельный родился звук. Разломилась пополам ти шина. Загудело все село. Зазвенело поле, гулко зазвучал далекий лес. Все радостно задрожало, запело, заговорило. И Надя услышала, поняла, что этот звон ей от Феди приветом пришел, и в благодарности девочка произнесла: «Федя, спа сибо тебе, ты ударил! Ты разбудил!» (Кондуруш кин, 2005. С. 8 -10 ). Ожидание праздника ощущаем и в статье мурманского журналиста, поэта и переводчика Дмитрия Ермолаева: «Еще молчат или разгова ривают вполголоса соборные колокола, и можно от души „позвонить"разве что вот в эту, про дающуюся в свечной лавке свечу, изготовленную в форме колокольчика. Но уже совсем скоро заль ются они взахлеб, наперебой светлым, малино вым звоном, словно спеша поделиться со всеми радостью Христова Воскресения. И будут зво нить, почти не переставая, всю Светлую седми цу —ведь по старому обычаю любой в это время может подняться на колокольню и в меру сил и умения возвестить миру о важнейшем для пра вославного люда событии в истории человече ства. О том, что неподъемный, тяжкий камень отвален от гроба, о том, что стража в испуге бежала прочь, о том, что укладывается в корот кие ликующие слова пасхального приветствия — „Христос Воскресе“. Еще немного и разольется половодьем по все му свету неизбывная, жизнеутверждающая р а дость. А пока — все впереди. Слышите, как не спешно, непрестанно тикают часы?Будто гово рят — скоро, скоро, скоро...» (Ермолаев, 2005). 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz