Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ эту ночь звенят колокола,/Звенят колокола тор­ жественно и шумно...». Слушая печальный звон ручейка, вспоминает замолкший на Руси пас­ хальный благовест и мурманский поэт Алек­ сандр Миланов в стихотворении «Заснул в тру­ бе гудящий ветер». И для него колокола «седой» Руси, как «Неповторимый звон старинный...». Поют пасхальные колокола в стихотворении A. Платонова «Христос Воскресе!», напоминая людям, что Пасха для христиан —не только день воспоминания о жизни и смерти, но и воскреше­ нии сына Божьего: «...Колокольный звон апогей Х р и ст а / Колокольный звон песня равенства». B. Я. Брюсов слышит « Звон отдалённый, пас­ хальный»1 сквозь « завесу дней». Марине Цвета­ евой согрели душу радостью: «Звон колокольный и яйца на блюде»2, в другом своем стихотворе­ нии «Устилают —мои —сени» она пишет: «Об­ лаками плывет Пасха ,/ Колоколами плывет Пас­ ха...». Незваного и несуженого в стихотворении «Заклинание» призывает Анна Ахматова прий­ ти к ней «Сквозь ночной кордон,/ Под пасхаль­ ный звон». Пасха связана и с возрождением при­ роды, после продолжительной зимы, ледохода­ ми, распусканием почек, о чем и говорится в сти­ хотворении Ю. Зубовского «Пасха»: «Колоколов певуч и звонок гул .../ Подснежник беленький вес­ не-принцессе». Происходит это потому, что пас­ хальная колокольная поэзия самая популярная в описании христианских праздников среди по­ этов и писателей. У Александра Блока читаем: «...Стоит, терзая ночь глухую,/Торжественный пасхальный звон...» И в «Кремлевской заутрени на Пасху» у Алексея Хомякова «весть святого торжества » приносят «...певучие серебряные громы». У Константина Фофанова «Под напев молитв пасхальных/ И под звон колоколов» —в одном стихотворении и «На волне колокольного звона / к нам плывет голубая весна» — в другом. А вот Игорь Северянин в стихотворении «Пасха в Петербурге» играет словами-запахами: «Пах­ ло солнцем, оконною краской/ И лимоном от жен­ ского тела,/ Вдохновенно-веселою Пасхой,/ что вокруг колокольно гудела». У Николая Рачкова колокола, дождавшись Пасхи, «Поют в лазоре­ вой купели»3. Русский писатель Антон Павлович Чехов в «Святой ночи» дает определение коло­ кольному звону — «бархатный» и пишет: «Иеро­ ним спохватился и побежал к канату. На берегу 1Брюсов В. Я. «Звон отдалённый, пасхальный». 2Цветаева М. «Пасха в апреле». 3Рачков Н. «Пасха». Старинная пасхальная открытка начали перезванивать во все колокола. Вероят­ но, около монастыря происходил уже крестный ход, потому что все темное пространство за смоляными бочками было теперь усыпано двига­ ющимися огнями» (Чехов, 1991. С. 162). Опять заря горит, светла, Всех зорь чудесней, Опять гудят колокола Весенней песней... О, Пасха красная, твой звон Так сердцу сладок. Несет нам разрешенье он Всех, всех загадок!.. Георгий Иванов Появляются у поэтов стихотворения, в назва­ нии которых уже слышится пасхальный звон, на­ пример, у В. Верещагина «Пасхальный звон ко­ локолов», у М. Максимовича в «„Христос Вос­ кресе! “ —поют колокола» или у М. Пожарова в «Пасхальном звоне». Поэт В. Веселов из Ниж­ него Новгорода в стихотворении «Колокола» в праздничный великий день просит Господа вспомнить о России и дать ей возродится: «Ма­ линовый пасхальный звон ,/ Ко-ло-ко-ла зво-нят в Рос-сии. / Со всех сто-рон, со всех сто-рон/ Бе­ зумство музыки и сини...». «Пасхальный звон» 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz