Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ «О, ЭТОТ ЗВОН, ВЕСЕННИЙ КРАСНЫЙ ЗВОН» Колокольный звон всея Руси. Небеса с землей соединяет. В. В. Турапин «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая М ария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел. Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его бела как снег. Устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса Распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвые и предваряет вас в Галилее: там Его увидите; вот, я сказал вам. И вышедши поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его». Евангелие от Матфея. Гл. 28, 1-8 Очень точно по поводу праздничных коло­ кольных звонов заметил Н. Н. Корсунский: «Ни­ чем иным общее настроение народа не может быть выражено удачнее; ничем праздник не мо­ жет быть отважней и смелей возвеличен, как именно мощным колокольным звоном» (Ковалив, 2003. С. 19). «Звените, колокола, играй, престольная, пусть медный грай святой Москвы домчит до самых зак­ раек великой земли, сметет усталость и нежить, пробьет накипь забот, взвеселит очнувшуюся рус­ скую душу» (Личутин, 1996. Книга 1. С. 132), при­ ветствуя Пасху, писал В. Личутин. У поэтессы Лидия Чарской в стихотворении «Колокола» мы находим такой же восторг, что и в стихотворении Игоря Северянина, у которого в 1923 году вышел еще и роман с названием «Ко­ локола собора чувств». У Лидии Чарской в ко­ локольном пасхальном звоне воскресает Бог «Бессмертный и Единственный»: Гулко звуки колокольные Улетают в твердь небес За луга, за степи вольные, За дремучий темный лес. Миллиардом звуков радостных Льет певучая волна... Вся мгновений дивных, сладостных Вызвонить в колокол надо. Вызволить душу из ада, И з стороны окаянной, Вызволить для покаянья. Вызвонить в колокол надо, Вызвонить душу заради Светлого дня Воскресенья, Вызволить ради спасенья! А. Рева. «Звоны» Ночь пасхальная полна. В них, в тех звуках — миг прощенья, Злобе суетной — конец. Беспредельного смиренья И любви златой венец. В них —молитвы бесконечный, Гимнов дивные слова. В них печаль и слезы вечныя Смыты кровью Божества. В них земли восторг таинственный И святой восторг небес, В них Бессмертный и Единственный Бог воистину воскрес! Наверное, нет такого человека, который бы смог собрать все обращения литераторов к праз­ днику Светлого Воскресения, потому как его от­ мечают все христианские народы на земле, а у нас в России он считается главным православ­ ным праздником! Праздником праздников и тор­ жеством торжеств! Многие поэты посвятили ему стихи, в которых обращали свои взоры на пас­ хальные звоны. Например, у Геннадия Иванова в стихотворении «На Пасху» «...звон колокольный бьется», у ленинградского поэта М. Николаев­ ского в стихотворении «Христос Воскрес!», на­ писанном в 1933 году и посвященном дочери ко­ локольного мастера Г. М. Андреева Тамаре: «В 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz