Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Есть в музыке сияние миров, Поэзии нетронутые струны. В ней слышится и звон колоколов, И тишь полей, и бой перепелов, И девы голос трепетный и юный. Анатолий Объедков. «Есть в музыке сияние миров...» Итак, колокола на Руси звонили «во дни тор­ жеств и бед народных». И прежде чем закончить разговор о колокольном звоне, хочется сказать еще несколько слов о колокольных звонах Пско- во-Печерского монастыря, которые, как пишет этномузыковед-кампанолог Александр Борисо­ вич Никаноров, отличаются и значительным раз­ нообразием и красочностью, и масштабностью композиций: «Они являются уникальными об­ разцами традиционного русского колокольного искусства с более чем пятисотлетней историей. В северо-западной России Псково-Печерский мо­ настырь — единственный древний центр право­ славия, который не пострадал ни от военных дей­ ствий, ни от антирелигиозного террора совет­ ского времени. С 1920 г. по 1940 г., когда в России безжалостно разорялись многие храмы, нынешний Печерский район принадлежал Эстонии. Благода­ ря этому многочисленные исторические и духов­ ные ценности монастыря, в том числе колокола и обычаи звонов, сохранились без серьезных утрат» (Музыка колоколов. 1999. С. 62). Дайте слово звонким! Пузырись, елей! Звонким, будто сводки с ледяных полей! Звонким по призванью. Звонким, словно медь. Звонким, если свадьба. Звонким, если смерть. Звонким, будто струны. Звонким, как мулла... Дело звонких — трубы. И колокола! Роберт Рождественский. «Дайте слово звонким!» А вот в Бельгии под колокольный звон жи­ тели справляют рождественский праздник. В полночь во всех соборах, храмах, аббатствах и Фрагмент фрески, выполненной около 1400 г. в г. Мёльне (Германия). Высота звучания колоколов выверяется с помощью поперечной флейты даже маленьких сельских церквах раздается ко­ локольный звон. Часы бьют полночь, и затем начинается месса. Западноевропейский способ звона в церков­ ные колокола отличается от русского. У нас рас­ качивается язык, ударяющийся в колокол, а в ев­ ропейских странах раскачивается сам колокол. Это прекрасно показано в многосерийном доку­ ментальном фильме «Великая Отечественная», где титры идут на фоне качающегося западноев­ ропейского колокола. И все же, как бы не звонили нынче колокола, Николаю Абрамову их звона все равно недоста­ точно, о чем он и заявляет в своем стихотворе­ нии «Лирическая»: «Только жаль —колокольные звоны услышишь не часто...» У многих поэтов нашего времени колоколь­ ный звон в стихах можно услышать далеко не на колокольнях. У поэта Станислава Золотцева: «Как немолчный колокол, древняя бессонница отняла у сердца малый передых » («Ночь —це­ лебный корень в слове „одиночество"...») или «Колокольно звенит под ударами клубней ведер­ ное днище» («Затонуло в дождях прибалтийское низкое небо...»), или «Тело, словно колокол, гу­ дит» («Живица»), или «Звон колосьев, жар ко­ лосьев золотой » («Звон колосьев), у поэта Ана­ толия Парпары: «...листьев звон /н о ч ам и снит­ ся» ( “Звонопад “) и так далее. 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz