Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ ковая волна, расходящаяся от удара в колокол, излучается в форме креста. Известен в истории и такой случай: чтобы прекратить мор в Казани, через Воскресенские ворота в город под звон всех колоколов была внесена икона Смоленской Божьей Матери, чу­ дотворный лик которой был обнесен вокруг кремлевских стен. Свойство звона резонировать с объектами ок­ ружающей среды и учитывали колокольных дел мастера. Один из них рассказывал, что прежде, чем отливать изделие, он едет на место, где оно будет использоваться, обходит окрестности и «об- слушивает» их. Дело в том, что каждый колокол имеет три «голоса» —основной, средний и обер­ тон, и мастер должен знать, как они будут резо­ нировать с окружающей обстановкой. Ведь дома, холмы, даже отдельно стоящие деревья имеют собственные звуковые частоты, которые будут либо глушить, либо, напротив, усиливать звон. Мы выяснили, что звон разгоняет тучи и пре­ кращает дождь. Об этом существует и литератур­ ное поэтическое подтверждение в стихотворении Лидии Паламарчук «Звон колокольный плы­ вет...»: «В тысячелетие России/ Звон колоколь­ ный плывет /Вслед за дождями косыми/ Солнце над миром встает». Возрождение колокольных звонов в России «делает необходимым решение широкого спект­ ра практических и теоретических задач. В зна­ чительной мере они связаны со сложившейся в нашей стране ситуацией. Колокол — это и подражание церковным зво­ нам, и та особая ...,,колокольность“ — символ кра­ соты, гармоничности человеческих отношений, символ традиций русского народа и сама эта традиция, которая уже вошла в творения оте­ чественных музыкантов. Появилось и сравни­ тельно новое ответвление профессионального искусства —создание чисто колокольных компо­ зиций; и здесь, пожалуй, в еще большей степени нужны специальные теоретические наработки, практически помогающие музыкантам» (Раге, 1999. С. 118). tOOfOBOBIE 8 ВОВЫ. Ноты Ростовских звонов: Ионинского и Акимовского Ноты Ростовских звонов: Егорьевского и Будничного Ш.ЕГОРЬЕВСКШ ЗВОНЪ. Lо | «I, J <«1. IV. БУДНИЧНЫЙ ЗВОНЪ. «Мамацм*. У . в г д н и ч м м Л ЗВОНЪ, УПОТГКБДЯВМЫй ОТ ИМ J <м« ДО ОТДДВ1Л я д е ж я »«мий. B ys-f 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz