Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ лишь догадывались. В средние века отливали ко­ локола с целенаправленным противоэпидемиоло- гическим эффектом: убивавшие возбудителей чумы в одном случае, возбудителей оспы или хо ­ леры — в другом и т.д.» (Глас Вселенских Тайн, 1998. С. 44-46 ). У Владимира Ф еоф ановича Демьянок, польского поэта родом из России (псевдоним Станислав Мисаковский) есть как стихи, так и небольшие прозаические вещи. Одна из них под названием «Колокольный звон» как раз расска­ зывает о встрече автора с крысами, бежавшими от колокольного звона. Автор пишет, что был на перепутье, когда вдруг грянул колокольный звон. Он остановился и стал прислушиваться. Звуки разных тональностей неслись к нему со всех сторон. Он и понятия не имел, сколько было поблизости церквей с колокольнями, только вда­ ли справа виднелся городок, впереди —утопаю­ щая в зелени деревня, слева —каменные стены монастыря, позади —селение, с неизвестным ему народом, потому как над однотипной застройкой высились византийские купола храма. Миниатюра Лицевого летописного свода середины XV I в., изображающая «плачевный звон» 4 декабря 1533 г. в связи со смертью Василия I I I (ГИМ ОР Син. 149, л. 68 об .) Он не мог понять, отчего взялся этот трез­ вон? Почему сразу звонят во все колокола? Что это добрая весть или —тревожный набат? Вокруг ни души, у кого можно было спро­ сить. «Звуки наполняли воздух, эхом отражались от плоскости полей, скрещивались, убегали, воз­ вращались. Я стоял в растерянности. Надо было принять решение. Но какое? Уж если чему суж­ дено случиться, куда не беги. Колокола гудели. Я беспомощно озирался. И тут вижу: из городка хлынули какие-то серые струи. То же — со стороны монастыря, селения и деревни. Серые волны катились на меня. К зво­ ну колоколов примешивался глухой рокот. Кипя­ щая масса разливалась по траве. Потоки неслись с нарастающей скоростью. Наконец, моим гла­ зам предстало нечто столь ужасающее, что я едва удержался на ногах. Холодные капли пота покрыли мое лицо. Отовсюду чудовищной лавиной надвигались полчища крыс. Я уже различал их острые мордоч­ ки. Крысы бежали, словно с тонущего корабля. Но почему — ко мне? „Что же будет, когда они столкнутся? —ли ­ хорадочно соображал я. — Ведь в какой-то точ­ ке они неизбежно встретятся “. И тут до меня дошло, что я-то и есть эта самая точка: ведь мордочки грызунов нацелены прямо в меня! С каждой минутой колокола били всё сильней. Звон, нарастающий звон раздавался у меня в вис­ ках, в груди, в мышцах, во всех костях...» (Миса­ ковский, 2004. С. 102). Проводили ученые эксперименты и с болез­ нетворными бактериями, распределяя их на раз­ личном расстоянии от монастырских звонниц. Оказалось, что все бактерии в радиусе семи ки­ лометров вокруг монастыря были уничтожены. И надо заметить, что колокольный звон очень благотворно действует на людей, находя­ щихся в состоянии депрессии. В старину колокольным звоном пытались разгонять грозовые облака. И вплоть до недав­ него времени это считалось невежественным заб­ луждением. Каково же было удивление совре­ менных ученых, когда в ходе исследований вы­ яснилось, что некоторые колокола действитель­ но способны укрощать гром и молнию, разгонять грозовые облака. Акустические колебания коло­ кольного «голоса» вступают в резонанс с соб­ ственными колебаниями капелек воды, из кото­ рых состоят облака, и те разделяются на состав­ ляющие их молекулы, разряжая грозовую обста­ новку. Причем учеными также доказано, что зву­ 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz