Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ больных, находящихся в состоянии депрессии. Звуки колоколов, содержащие в себе резонанс­ ное ультрозвуковое излучение, в считанные се­ кунды убивают вирусы различных инфекцион­ ных заболеваний, под их воздействием свое дви­ жение ускоряет протоплазма клеток растений, увеличивают приток молока у кормящих мате­ рей. А вот звуки современной рок-музыки дей­ ствуют на человеческий мозг разрушительно, с неотвратимостью рока. А может, лечебные свой­ ства колоколов заключается в том, что звон их повторяет интонации церковных песнопений, в которых заложена акустическая информация, передающаяся из века в век, особая акустика цер­ квей и колоколен, строящихся на биоэнергети­ чески насыщенных местах, особые сплавы и про­ цесс литья колоколов?! Только русскому чело­ веку колокольный звон всегда представлялся благотворной и праведной силой, способной спа­ сти душу. В народе считалось, что головные боли и боли в руках лечит колокольный звон, но при этом лучше всего самим звонить в колокола, осо­ бенно на святой Пасхальной неделе. А еще по народным поверьям «...петух воз­ гласом своим прогоняет нечистую силу, а от зво­ на колоколов рассеиваются темные тучи и уст­ рашенные демоны, эльфы и ведьмы спешат со­ крыться в дальние страны. Вместе с этим пету­ шиный крик и колокольный звон признаны были за целебное средство против болезней, особенно против лома в руках, падучей, холеры и вообще всякого поветрия». [Древнерусская литература: Афанасьев А. Н., с. 772. Древнерусская культу­ ра: литература и искусство, С. 4089 (ср. Афана­ сьев: Из книги «Поэтические воззрения славян на природу», с. 338-339)] Как уже писалось выше, наиболее ярким про­ явлением веры в спасительную силу колоколь­ ного звона на Руси существовал обычай жертво­ вать деньги на литье колоколов или покупать их в память о своих родных и близких. Приписы­ валась колокольному звону и огромная отвраща­ ющая сила от зла и нечистой силы. Звон коло­ колов способен разогнать даже тучи. Существо­ вал в России и обряд «хождения под колокола­ ми». В основном под них ставили кликуш, что­ бы бесы, одолевающие их и невыносящие коло­ кольных звонов, покидали своих жертв. Стави­ ли под колокола детей и взрослых при испуге, лихорадке и других болезнях. А вот, если ребе­ нок долго не начинал говорить, родители или знахарка сажали ребенка в мешок и начинали носить вокруг церкви, а прохожим говорили, что носят колокол. При задержке речи у ребенка ро­ дители делали тайную «жертву на колокол», то есть посылали в церковь деньги на литье коло­ колов. В народной медицине популярностью пользовалась и вода, слитая с колокола или его языка и ставшая своего рода «святой». А затем поили этой водой больного или давали умывать­ ся девушкам, полагая, что от этого их лица бу­ дут белыми и румяными. Современные физики, изучив колокольный звон, пришли к выводу, что «...удары колокола возбуждают сверхлегкие частицы (микролепто- ны), которые окружают любой предмет. Гене­ рируемые при этом микролептонные поля разры­ вают жесткие молекулярные связи и удаляют вредные изотопы, что ведет к омоложению орга­ низма. Д ля оздоровительного эффекта нужно слушать целебный звук колоколов хотя бы не­ сколько минут (на Руси был обычай во время эпи­ демий звонить в колокола). Звон колоколов напо­ минает человеку о вечности и делает его соизме­ римым с Космосом, то есть инициирует и духов­ ную жизнь» (Гречаный, Ковалев, 1998. С. 5). Догадки ученых о том, что колокольный звон во время эпидемий лечит, при новейших иссле­ дованиях показали, что колокольный звон ока­ зывает воздействие не так на больных, как на крыс, являющихся переносчиками эпидемиче­ ских болезней, которые не могут переносить уль­ тразвук, входящий в диапазон колокольного звучания. А вот еще одно дополнени е к уже с к а ­ занному : «Опыты, проведенные в 1969 году А. Ф. Охатриным, Э. И. Кучеренко и В. Л. Глин­ ской, показали, что даже удар двух металличе­ ских предметов друг о друга уже вызывает по­ ток энергии, воздействующий на человека. Есте­ ственно, что колокол как резонатор и концент­ ратор усиливает такой поток, который идет в направлении удара. В случае колокола — это дви­ жение его „языка". Таким образом, колокола из­ лучают энергию, направляемую движениями зво­ наря. Древние мастера-литейщики еще со времен Античной Греции и Рима владели секретами из­ готовления и отливки колоколов с различными типами излучений энергии. Считается, что им удавалось отливать колокола со звоном, облада­ ющим избирательным воздействием на болезне­ творную флору, о которой тогда, естественно, 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz