Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН. КОЛОКОЛА В ЛИТЕРАТУРЕ, МУЗЫКЕ И ЖИВОПИСИ них голоса колоколов меньших. Начался благо­ вест, призывающий народ в храмы на молитву. Иван Васильевич почувствовал, как этот ко­ локольный звон освобождает душу от охвативше­ го ее страха перед нашествием грозного супоста­ та. Государь заметно потеплел взором и чуть не прослезился от умиления, заслышав переливчатые звоны Колокольцев, играющих на волнах отражен­ ного эха размеренных ударов большого колокола. Это был его любимый Егорьевский звон. В церквях зазвучало слово Божие» (Детков, 2002. С. 9). А вот Михаил Макаров отмечает еще и Да­ ниловский звон, который называет «симфонией хвалы Богу». Так и пишет, что порознь больше всего любит звоны Данилова монастыря, для него они отличаются «особенной дикцией» и далее пишет: «Большие колокола других: звонов тянули: „бом-бом“, или „бам-бам“, или „бум-бум или „бэм-бэм“, или „лям-лям“, а в голосе большо­ го даниловского колокола ясно слышалось само слово „звон“. Так и получалось: „звон-он — звон, звон-он — звон". В даниловском трезвоне разли­ чалось ничем не заслоняемое, четкое, красивое созвучие трёх колоколов: Большого, Полиелейно- го и Будничного, дополняемые стройной мелоди­ ей малых колоколов. Это было великолепно!» (Православный колокольный звон, 2002. С. 141). Ф. Брокгауз и И. Ефрон пишут о том, что зна­ менитые ростовские звоны совершенно особо Про Метлу и Колокола. Художник Д. Лвалин стоят от всех других русских звонов. Ионафанов- ский звон - тоже ростовский, сочиненный А. Из­ раилевым в честь архиепископа Ростовского и Ярославского Ионафана. Софийский, об этом находим в стихотворении Анны Ахматовой «И в Киевском храме Премудрости Бога»: «И в го­ лосе грозном софийского звона / Мне слышится голос тревоги твоей». Далее можно назвать зво­ ны: Лаврский; Пантелеевский; Калязинский; Величальный воинский звон, записанный в День Победы 9 мая 1991 года, автор которого Иван Васильевич Данилов и другие. Демьян Бедный в «Сонете» сумел передать сразу несколько ха­ рактеристик звона: В родных полях вечерний тихий звон. Я так любил ему внимать когда-то В час, как лучи весеннего заката Позолотят далекий небосклон. Милей теперь мне гулкий рев, и стон, И мощный зов тревожного набата: Как трубный звук в опасный бой — солдата, Зовет меня на гордый подвиг он. Средь суеты, средь пошлости вседневной Я жду, когда, как приговор судьбы, Как вешний гром —торжественный и гневный, В возмездья час, в час роковой борьбы, Над родиной истерзанной и бедной Раскатится набата голос медный. Очень романтичный крылатый звон появил­ ся в стихотворении Бориса Дубровина «Коло­ кол»: «Стрижи над колоколом вьются,/Вот-вот крылом его коснутся,/Хоть он проснуться может с а м / Уже с невидимого блюдца/ Их звуки льют­ с я ,/ льются,/льются,/И вторит колокол/ стри­ ж ам / В литой закатной позолоте/ Он свой кры­ латый звон выводит,/ От колокольни отрешен,/ Как будто сам на чистой ноте/ Себе приснился он в полете,/ Себе приснился о н / стрижом». А вот вепсский поэт Николай Абрамов на кон игры ста­ вит любовь и может потому с горечью произно­ сит: «Не блестят купола / и не слышно венчально­ го звона,/ я хотел бы бежать босиком/ по хрус­ тальной росе...»1. Молодой мурманский поэт Ро­ ман Закиров в стихотворении, посвященном Пскову, призывает: «Пусть истончился глас ми ­ р о в / В широком поле... / Ленивый звон колоколов, / Прорвись на волю!»2 А у отца Сергия Соколова в стихотворении «Успенские воспоминания» встречаем: «Распахнулся тихий звон». 1Абрамов Н. «Игра». 2 Закиров Р. «Псков».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz