Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.

КОЛОКОЛА, КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ ...Государь Император, в день 7 августа Вы­ сочайше утвердить соизволил и повелел испол­ нить следующие правила: 1. Во время вьюг и метелей учреждается в се­ лах, по согласию сельского начальства с церков­ ным причтом, охранительный, для путешеству­ ющих метельный звон, который продолжается днем и ночью до тех пор, пока буря не стихнет. 2. Для отличия от церковного благовеста и от пожарного набата, метельный звон производит­ ся не постоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками. 3. Для производства метельного звона, мест­ ное начальство назначает несколько человек в по­ мощь церковному сторожу для удобства и безо­ пасности“» (Иван Данилов, 2007. С. 105). Были звоны —вещун, отходный, встречный, вестовой, позывной, ратный, набатный, водо- святский — звон, приуроченный к освящению воды в дни храмовых праздников; красный —в церковном уставе этим звоном отмечена Святая неделя. «Красный» — значит красивый, благо­ звучный. В России центральное место Москвы называется Красная площадь, есть Красная гор­ ка, а еще — красное солнышко, красна девица, красный угол, красная строка и красный звон. Все самое красивое значит красное. Перед закатом из дальних сторон К деревням, затаенным в тени, Колокольный доносится звон — И под ним умолкают они. Дивный звук, зародясь вдалеке, Успевает полнеба облечь, Замирая, нисходит к реке — И встает ему эхо навстречь. С вет лана Сырнева. «Перед закатом из дальних сторон...» Далее назовем звоны — вечерний, малино­ вый, целодневный (практиковался в особо важ­ ных случаях на Рождество); нечастый, славо­ словный (сопутствующий пению «Великого Словословия»); поминальный, об этом пишет поэтесса Лидия Перцева в стихотворении «С тре­ тьего ратного поля России»: «В колоколы славы — / Н а Руси-то — помин!/Вызвони, Держава,/По тому, кто помер...»', торжественно-победный, плачевный. Этот звон запечатлила миниатюра Лицевого летописного свода. Удары на ней про­ изводятся в Большой колокол утром 4 декабря 1533 года, извещая о смерти царя Василия III. Большим колоколом являлся Лебедь, отлитый в 1532 году Николаем Немчином. Звонарями он приводился в движение с земли. Существует звон по сход души, рябиновый, сборный, или смешанный —составляющийся из различных звонов, молебный —из благовеста и трезвона, предварящий начало молебна, он же положен и в конце Литургии; пасхальный — «Слышу Пасхальный звон /Г улки , как храм Гос­ подень,/ в этот праздничный полдень/ Звонни­ цы стройных крон»1 — строки из стихотворения Бронислава Спринчана; уставной — «Исполни­ тели уставных звонов достойно продолжают российскую звонарную традицию во всем разно­ образии» (С. Старостенков. «Благовест») и «Глинка в опере „Жизнь за царя“, отображая ре­ альные события, воспроизводит православные уставные звоны» (Михей, игумен. Звон в Свято- Троицкой лавре) (Тосин, 2002. С. 213). Звон к за­ утрене —об этом читаем в «Никоновской лето­ писи 1356 года»: «Тое же зимы, месяца Февраля в 3 день, сотворися на Москве в нощи, егда завет- нею благовестят, убиен быстъ тысяцкий Мос­ ковский Алексей Петрович » (Тосин, 2002. С. 202). Монастырский, приходский, будничный, после- свадебный, концертный (звон, исполняющийся в концертной светской обстановке, вне христи­ анского храма и церковного богослужения, ра- доначальниками которых в России были звона­ ри Аристарх Израилев и Александр Смагин), ве­ ликопостный — «Я знаю звон великопостный,/ В бору далеком малый скит, —/ И в жизни сладост­ ной и косной/ Какой-то тайный есть магнит»2— автор этих строк Михаил Кузьмин. Пишет о постном звоне и Марина Цветаева: «Жидкий звон, постный з в о н /Н а все стороны поклон»3. Известны также звоны исторически-имен- ные: Ростовский, Акимовский, Георгиевский, или Егорьевский, Ионинский, Сысоевский. Наи­ более старинные —ростовские звоны, исполня­ емые к конкретным обрядам и праздникам. В историческом романе писателя нижегородца Юрия Леонидовича Деткова «Осадный коло­ кол» упоминается Егорьевский звон: « Донесся тонкий звон пристукнутой об пол секиры. И тут же, словно в ответ, раздался могучий удар боль­ шого колокола на звоннице Ивана Великого. Тя­ желовесные басистые раскаты поплыли над при­ тихшей Москвой, и чудесным образом вплелись в 1Спринчан Б. «Слышу Пасхальный звон...» 2Кузьмин М. «Я знаю звон великопостный». 3Цветаева М. «Жидкий звон, постный звон...» 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz