Большакова, Н. П. Колокольный перезвон : колокола в литературе, музыке и живописи/ Надежда Большакова. - Мурманск : Опимах, 2011. - 486, [1] с. : ил., портр.
КОЛОКОЛА , КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН И ПРАЗДНИКИ Троицкая лавра зимой. Фрагмент. 1910 г. Художник Константин Юон вожат»1, а вот Александр Васильев в стихотво рении «Над картой Заонежья» слышит, как «Звонит полночный колокол, — названья дере вень / звучат мне перезвоном, и трезвоном, и — набатом». И совершенно иной «вечерний звон» в стихотворении Нины Темниковой: «Сижу на крылечке,/ А с крыши — поток:/ „Дзинъ-дзинъ“ — по ведёрку,/„Кап-кап — на платок"». Ко всенощной зовут колокола, Когда, в путь вышедшие на рассвете, Мы различаем в далях монастырь. Окончен лес, и пыльная вела В полях дорога к церкви, где на третьей Версте гора, вокруг которой ширь. Там, за полями, на горе собор В лучах печалящегося заката, И не печальные ли купола? Нам, проозеренный оставив бор, Где встретилась с утра одна лишь хата, Идти на нежные колокола...» И. Северянин. «На колокола» 1Колесов А. «О чем поют колокола». Из современных людей уже мало кто знает, что у древних христиан все богослужения, от первой минуты до последней, проходили под звуки колокольного звона. Ранее колокольные звоны применялись и в литургии, знаменуя от дельные в ней моменты, включавшие и сигналь- ность, и элементы художественности. Применял ся звон и на возжигание свечей перед чтением Евангелия и после окончания главы Евангелия — удар в колокол как сигнал. В момент соверше ния самой важной части литургии звон в коло кол был синхронен ритму молитвенных песно пений, дополнением, накладываемым на этот звук. Считалось, что самая «правильная» молит ва, приносящая пользу психическому здоровью людей, —та, при которой удары в колокол син хронно совпадали с биением сердца конкретно го человека. Окончание службы —опять звон, те перь уже во все колокола или в несколько, в со ответствии с днем или праздником. Об этом пи шет и Нинель Бархатова: «...Когда церковный хор поёт ,/ И звон колоколов тревожит,/ То вера в Бога Веру множит/ И нам сторицей воздаёт». «О чем поют, звонят колокола...» Колокольный звон меня тревожит. Он во мне раскаяньем звучит... Валерий Хворов Оказывается, мы очень чувствительны к ко локольным звонам, потому что чувствительна к ним генетическая память любого русского чело века. И неверующий, слыша колокольный звон, испытывает в своей душе радость и празднич ность или вдруг невыразимую, невесть откуда навалившуюся тоску-печаль, зовущую к покая нию. И потому, ведя речь о церковных колоколь ных звонах, прежде всего необходимо упомянуть о родах колоколов: самые маленькие из которых называются зазвонными, их вес составляет от 10 фунтов до 5 -6 пудов, в Псковской области они называются подзвонки, или «тиньки» — «...кро ме того, на зазвонные колокола и на провоз их было израсходовано по пятидесяти рублей», так пишет в историческом романе «Дворец и монас тырь» А. К. Шеллер-Михалков. Далее идут бо лее крупные - от 8 до 25 пудов. Крупным коло- 5 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz